Валерий иванович пирогов


В русском человеке – Господь с любовью

О праздновании 1000-летия русских на Афоне рассказывает Генеральный директор Института Русского Афона Валерий Иванович Пирогов

Для греков, особенно греков-афонцев, такие визиты, как визит на Афон Святейшего Патриарха Кирилла, причем Предстоятеля самой большой в мире православной страны – это особая радость и торжество, поскольку они всегда стремились принимать участие в этих торжествах, в службе, которую Патриарх проводил. Наши русские богослужения очень торжественны, красивы, мощны. В данном случае Патриарх привез с собой хор Троице-Сергиевой Лавры, и он звучал на службе. Это была могучая молитва, которая звучала в новом храме и, конечно, в старом храме св. Пантелеимона. Эта красота и сила богослужения потрясает греков.

В ночь с 27 на 28 мая в храме святого Пантелеимона Свято-Пантелеимонова монастыря было совершено торжественное Всенощное бдение, которое продолжалось шесть часов. Я человек уже немолодой, но для меня эти шесть часов пролетели мгновенно, как одна минута. Всенощное бдение было посвящено преподобным русским святогорцам. Для меня как для директора Института Русского Афона это особенно близко, потому что рядом с чудотворной иконой святого Пантелеимона в храме стояла икона русских афонитов. Так в свое время Патриарх назвал эту икону. Пятьдесят русских, которые просияли над Афоном и над Россией, стали святыми. Патриарх подарил эту икону Собора преподобных русских святогорцев братии три года назад во время пребывания на Афоне.

Образ этой иконы был разработан нашим институтом. Вначале мы провели мощное историческое исследование, поскольку мало было известно о количестве святых. Мы нашли документальные подтверждения на тридцать афонитов, потом на сорок восемь, а позже и на пятьдесят. После того, как мы составили список, был составлен патерик с возможными описаниями образов этих святых. И родилась, наверное, дерзкая идея написать икону.
Ввести в оборот новый облик святых, просиявших как в России, так и на Афоне. После долгих трудов мы написали две иконы. Писали два разных художника. Одну написали в красивом иконописном художественном стиле, вторую – в более строгом греческом стиле. Эти иконы владыка Климент освятил, и с ними в 2013 году мы поехали на Афон в надежде, что и монастырь, и Патриарх примут эти иконы у нас в дар. Так получилось, что когда мы приехали и представили эти иконы отцу Макарию – духовнику монастыря, – они обе понравились. Мы долго решали, какую из икон будем дарить монастырю, а какую –Патриарху. В итоге решили более строгий образ подарить монастырю, а более живописный, в русском стиле типа палехского, подарить Патриарху. Эту икону мы ему и вручили.

У русских со времен принятия христианства было вполне определенное стремление уважать монашескую жизнь.
Поэтому для русского народа Афон имел всегда очень большое духовное значение. Об этом говорит и то, что в старину в некоторых епархиях при избрании епископа предпочтение отдавалось священнослужителям, служившим на Святой Горе Афон. В качестве примера можно привести избрание святогорца в епископы Владимирской епархии. Поэтому продвижение монашества, по моему мнению и по мнению наших ученых, шло через Афон. Как мне кажется, это нервные нити православия, Церкви, монашества. Если монашество затухает, жизнь Церкви становится не такой насыщенной. Монашество привносит духовность, вырабатывает духовный кислород, если так можно сказать. А гора Афон – тем более. Это такой мощный генератор духовного кислорода, которым мы все дышим.

Мы много работаем в архиве Пантелеимонова монастыря. Там масса записных книжек и записей насельников. В частности, очень интересны записные книжки А.В. Болотова. Он был губернатором Пермского края, возглавлял громадные территории от Севера до Юга. После событий 1914 года он уехал за рубеж, но в итоге нашел приют в Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе. В костнице Пантелеимонова монастыря находится его череп, и на нем написано: «Губернатор».

Я как-то разговаривал с одним старослужащим монахом. Он уже сорок лет служит на Святой Горе. Тогда из России приехали три или четыре монаха для подкрепления Пантелеимонова монастыря. Он рассказывал, что вначале в его области, где он служил, его долго проверяли. Потом, когда он приехал в Москву, их поселили в гостиницу, чуть ли не в «Москву». Их очень хорошо приняли. Он говорил: «Валерий Иванович, мне такой вопрос задали: сколько стоит колбаса? А я не знаю. Я колбасу не ем». Их очень долго проверяли, и из десяти человек прошло трое или четверо. Было очень сложно, со всей России набирали.

В прошлом году торжественно отмечалось столетие игумена монастыря схиархимандрита Иеремии. Я был на этом торжественном мероприятии. Конечно, вся братия собралась, представители греческих монастырей, был отец Ефрем – ватопедский игумен, еще несколько игуменов монастырей. Александр Дмитриевич Беглов поздравлял о. Иеремию от имени Президента. Я смотрю на игумена – человек прожил век, и в нем такая сила. С виду он вроде бы слабый, но почти на всех службах присутствует, служит. Очень мудрый человек. У него лейтмотив жизни, о котором он всем говорит – «Любите друг друга, только любовь нас всех поддержит и спасет. Любите».

В первый раз я побывал на Афоне 15 лет назад.

Остались очень яркие впечатления. Во-первых, я приехал один. В аэропорту в Салониках встретил группу с Рязани, примкнул к ним. Приехав в Пантелеимонов монастырь, мы сразу отправились в Ксилургу. Ксилургу – это первый монастырь, первый скит, первая келья, которая тысячу лет назад была освоена русскими монахами, которая упоминается во всех списках и документах. Приехали туда. Он был в таком разрушенном виде, в жутком состоянии. Тогда был апрель: сыро, холодно. Мы спали там на покосившейся печке, на деревянных нарах. Мы попросили благословения на следующий день подняться на Гору. И сил нет, и тяжело без привычки. Пришлось подниматься по снегу. Я уже по колено и выше в снегу. Мои спутники ушли быстрее, были уже наверху. Решил молиться Пресвятой Богородице. Поднялся. Мои спутники уже ушли. Иду – ночь, луна, деревья черные, шакалы подвывают, воды нет.

Обезвоживание. Вода журчит где-то в ущелье, а попить нечего. Куда идти? Дошел до креста на развилке и пошел налево – там был какой-то скит. Иду, иду, иду. Пить хочется, сил нет. Вдруг слышу, где-то генератор работает. Я на звук генератора. Там колючая проволока, я через нее. Смотрю, свет горит, захожу, там ужинают рабочие-строители. Я языка не понимаю, пытаюсь на руках показать: дайте попить. Для них я был, наверное, чудищем, которое в час или в два ночи вышло из леса. Они шарахнулись от меня. Потом отвели меня в скит Святого Георгия, спать положили. Я на всю жизнь запомнил это. Утром меня монахи разбудили на службу, на службе два часа отстоял и решил идти. Говорю: «Куда идти?» Они сказали: «Иди туда». И я пошел.

Когда солнце светит, с вершины Горы Афон весь полуостров виден. А поворачиваешься в другую сторону – даже Турцию, говорят, видно. Такая высота и простор. Стоит там громадный чугунный крест, который русские монахи в 1893 году на своих плечах туда затащили и закрепили. Стоит он уже сто с лишним лет и не колеблется.

У Нагорного Русика вообще очень сложная судьба. Его возобновили в середине XIX – начале XX века. Купец Окороков деньги давал. Их не хватило. Приостановили строительство в 1914 году, началась война. В 1920-м году его освятил владыка Антоний (Храповицкий) – глава Русской Зарубежной Церкви. После этого там службы шли, но довольно редко. Когда я туда приехал 15 лет назад, там жил только один монах, отец Иона. На каждом этаже в братском корпусе были небольшие церкви, и он там служил. Благодаря деятельности фонда, который был организован нашим правительством, деньгам, которые этот фонд собрал, был принципиально обновлен братский корпус и храм Пантелеимона, центральный храм Русика, и ряд келий. Иконостас остался прежним, стены были расписаны за год народным художником России Василием Нестеренко сотоварищи: всего около 12 человек. Они работали круглосуточно. Очень большая работа. Я приезжал туда зимой. У них руки в перчатках, а на перчатках кончики пальцев обрезаны: не так холодно, как очень сыро. Когда я был там на богослужении, службу и малое освящение возглавил Патриарх Кирилл. Русские святогорцы с честью сохранили этот храм, нашу духовную ценность. Молитва здесь не прекращалась. Завершилась служба крестным ходом вокруг храма. Хор из 80 человек звучал, как встарь, под обновленными стенами монастыря. Наш Патриарх тоже это все воспринимал очень радостно, чувствовалось, что у него было особенно приподнятое настроение. Я запомню этот день навсегда, поскольку я видел, в каком состоянии был наш храм и сколько там было сделано.

13 мая премьер-министр Греции Алексис Ципрас посетил Афон. Встретился со старцами Священного Кинота. Они обсуждали разные проблемы. Кинот просил Ципраса поддержать их в том, чтобы не допускать продвижения европейского давления на Афон.

Да, но там действительно без России тяжело. Существует такое предсказание, об этом, кажется, говорил о. Паисий Святогорец, что русские поддержат Грецию и русские вернут Греции Константинополь. Наш институт год назад выпустил принципиально новый путеводитель. Путеводитель не по Стамбулу, а по Константинополю и только по православным святыням, а не так, как в эти смешанных путеводителях: слева – мусульмане, справа – еще кто-то, а между делом христиане. Мы четко вычленили христианские святыни.

Часть празднования тысячелетия присутствия русских на Афоне будет происходить в России. После 11 августа в Россию будет привезена глава преподобного Силуана Афонского. Она будет в Санкт-Петербурге, потом в Москве, затем в Липецке, на его родине. В сентябре там будет проведена большая конференция, выставки. Мы совместно с Министерством культуры провели конференцию в Афинах 7 июня, затем 9 июня конференцию в Никосии на Кипре, посвященную Афону, уделу Пресвятой Богородицы. Перед этим была организована большая книжная выставка в Салониках в рамках перекрестного года Греция – Россия. Участвовал в этих мероприятиях и Пантелеимонов монастырь, который ведет очень активную работу по исследованию архивов. Руководитель архива – монах Ермолай. Он просто титаническую работу провел, собрав и систематизировав архивные материалы. Основу, конечно, положило правительство Москвы еще во времена Лужкова, когда был отправлен десант архивистов, которые помогли и научили монахов заниматься архивным делом. Москва купила большое количество оборудования, систем микроклимата, ксероксов, компьютеров.

Сейчас планируется выпуск двадцати томов по истории монастыря. Пятнадцать уже выпущено. Мы принимали участие в выпуске двух томов, написали историю до 1735 года. У нас будет выпущен том по Арсению Минину, который наравне со старцами духовником Иеронимом и игуменом Макарием является выдающимся старцем Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1862-1866 гг. он совершил путешествие по России с афонскими святынями. В архиве монастыря сохранилось большое количество его писем к духовным чадам. Работаем мы и над наследием А.В. Болотова (иеромонаха Амвросия).

В нашем монастыре в 1864 году была основана вторая в Европе фотомастерская. Уникальная фотомастерская. В музее монастыря сохранился фотоаппарат того времени. Съемки велись на стеклянных пластинах. Очень качественные были фотографии. Но за эти столетия они во многом пришли в негодность. Тем не менее, часть из фотографий восстановили, и сейчас мы выпустили вместе с монастырем и издательством «Индрик» уникальный альбом. Там около 350 фотографий монастыря, монахов и паломников.

Не так давно был обнаружен в архиве оригинал знаменитой фотографии, являющей чудо: 21 августа 1903 года фотограф запечатлел странников, получающих хлеб в монастыре, а впереди них в сполохах нетварного огня стоит, склонившись, Матерь Божия.

1 февраля 2016 года собором старцев русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря был учрежден орден святого Пантелеимона в честь тысячелетия русского святогорского монашества. Одними из первых были награждены этим орденом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Для того, чтобы разделить радость юбилея, прибыли в Пантелеимонов монастырь игумены монастырей: Ватопедского, Григориата, Дионисиата, Симонопетра, Пантократора. Приехал представитель Хиландарского монастыря, представитель монастыря Ксенофонт.

Православная религия сплачивает людей, собирает, делает их едиными, родственными, братьями. Потому что наша религия проповедует любовь, любовь друг к другу, любовь к Богу. Этим мы и сильны. Поэтому и не понимают на Западе: как так, кто такие русские люди? Они не понимают, что в нас Господь с любовью.

Никакого расчета в действиях русского человека нет. Любое действие идет от души, а душа – от Бога. Когда мы причащаемся, в нас входит Кровь и Плоть Спасителя, и мы становимся между собой все родственниками. Ближе не бывает, потому что через Него мы становимся ближе к Господу и ближе друг к другу.

На Западе храмы закрываются, мощи распродаются. Целый бизнес появился по продаже мощей и храмов, которые закрываются.

Сами эти реликварии, куда мощи складываются, на аукционах продаются за 5, 10, 12 тысяч евро, и кости (так они называют мощи) тоже продают некоторые дельцы. Храмы переделывают в казино.

Сама обстановка, сама атмосфера на Святой Горе совсем другая. Когда ступаешь на нее, чувствуешь себя в другом мире. Другое ощущение радости, особенно когда идешь пешком, а не на машинах, как сейчас модно. Многие сейчас ходят пешком с палкой от монастыря к монастырю, ощущение такой духовности, такой чистоты. Идешь и думаешь: слава Тебе, Господи, спасибо Тебе, Пресвятая Богородица. Сейчас там весна, цветут маки, поют соловьи. Я думал, только в России соловьи поют. Там такие соловьи поют в оврагах, такие цветы цветут! Выходишь окрыленный. Но когда возвращаешься сюда, погружаешься, к сожалению, в наш суетный мир.

Мощи с Афона есть и в Москве, к ним можно приложиться в храме Воскресения в Сокольниках. Там хранятся многие мощи, которые привезли с Афона.

В завершение я хочу прочитать стихотворение Николая Сербского про Афон:

Что такое Святая Гора?
Это царство без короны,
Держава без войска,
Земля без женщин,
Богатство без денег,
Мудрость без школы,
Кухня без мяса,
Молитва без умолка,
Слава Господу без устали,
Смерть без сожаления.

Потому что на Афоне чувствуется преддверие Царства Небесного. Там никто не умирает.

Валерий ПИРОГОВ,
Генеральный директор Института Русского Афона
Из прямого эфира радиостанции
«Радонеж» от 01.06.2016

(В сокращении)

Мифы и легенды о его последователях — Российская газета

О пользе эфира

Шел 1847 год. На Кавказе не прекращалась война: солдаты и офицеры Отдельного Кавказского корпуса пытались замирить горцев. 7 июня по повелению императора Николая I на Кавказ, "для указания врачам тамошнего края способов применения употребления эфира при хирургических операциях", был отправлен известный хирург Николай Иванович Пирогов1.

Середина XIX в. - это время, когда только начинались эксперименты по широкому применению обезболивания. Когда возникало понимание того, что операция, проведенная на обездвиженном пациенте - не чувствующем ни боли, ни манипуляций врача, - может пройти намного успешнее и дать лучшие результаты. 15 марта 1847 г. министр внутренних дел Л.А. Перовский, опасаясь отравления больных из-за сложностей с дозировкой, распорядился ввести ограничения для применения эфирного наркоза. Возможность использования его в частной практике фактически исключалась, что, конечно же, затормозило внедрение эфирования в медицинскую практику2. Пирогов по этому поводу писал: "Я не вижу никакой причины, почему бы нужно было запретить продажу вдыхательных снарядов и их употребление в практике врачам, желающим испытать действие эфирных паров над больными. Если показания к употреблению их еще не совсем определены, то не то ли же самое было и с другими сильными средствами при первом их открытии, как то с синильною кислотою, с щелочами растительными, йодом и т.п., но, сколь мне известно, врачебная полиция еще никогда не запрещала врачам употребления этих средств и никогда еще не ограничивала законом употребление их в практике"3.

Пытаясь доказать безопасность эфирного наркоза и необходимость его повсеместного введения, сопровождаемый ассистентом Медико-хирургической академии П.Ю. Неммертом и фельдшером Второго военно-сухопутного клинического госпиталя Калашниковым, Пирогов отправляется на Кавказ. В то время русские войска осаждали аул Салты. К началу сентября 1847 г. подготовка к штурму была закончена, и спустя две недели Салты были взяты4.

За время осады было проведено 100 операций с применением эфирного наркоза: 47 самим Пироговым, 35 - доктором Неммертом, 5 - прикомандированным лекарем Дукшинским и 13 - полковыми и батальонными врачами. Против применения наркоза протестовал только один из раненых5. 12 октября 1847 г. высочайшим приказом по военному ведомству Пирогов был произведен в действительные статские советники6.

По возвращении из своей командировки Николай Иванович издал подробный "Отчет о путешествии по Кавказу", в котором изложил свой взгляд на дело организации медицинской помощи в армии, а также описал все, что с ним произошло. Казалось бы, этот исчерпывающий труд дает ответы на все вопросы, связанные с его пребыванием в действующей армии. Однако за последние 170 лет в историографии накопилось немало утверждений, оказывающихся на поверку плодом чистой фантазии.


"Операция в крепости Грозной"

Путь Пирогова в Дагестан лежал через Ставрополь, Пятигорск и Моздок. Из Пятигорска он со спутниками выехал в Кизляр, а затем в Темир-Хан-Шуру. От Темир-Хан-Шуры медики отправились на лошадях к лагерю у Турчидага - куда и прибыли 22 июля 1847 г.7 На всем пути следования Николай Иванович проводил показательные операции и оставлял в госпиталях сконструированные им приборы для эфирования.

Тут и появляется первый миф о Пирогове на Кавказе.

В работах некоторых историков можно встретить утверждение о том, что в грозненском военном госпитале Николай Иванович провел целый ряд показательных операций с применением эфирного наркоза8. Однако ни одним из имеющихся источников это не подтверждается. Все перемещения Пирогова по Кавказу подробно зафиксированы им самим в его "Отчете", но о пребывании в крепости Грозной там не упомянуто9. Видимо, основой мифа послужила написанная в 1913 г. повесть казачьего писателя А. Кулебякина, в которой рассказывалось, как в грозненский военный госпиталь привезли раненого казака Власа Фролова. Его начал лечить Пирогов, усилия которого оказались тщетными, и отец Власа увез казака к чеченскому лекарю10...


"Лечение наибов Шамиля"

Еще один широко тиражируемый миф - это "лечение Пироговым мюридов - сторонников имама Шамиля". Согласно этому сюжету, по просьбе имама Шамиля хирург отправился в горы и оперировал там наибов Гасанила-Абу и Махулава. Причем последний якобы отказался от наркоза, а у Пирогова сломалась пила для резекции кости. А выздоровев, Махулав якобы подарил хирургу взамен поломанного инструмент из прославленной амузгинской стали11.

Пирогов действительно оперировал раненых горцев. Он сам писал об этом в "Отчете": "Были примеры, что во время экспедиции неприязненные чеченцы привозили в наш арьергард своих раненых, которым они считали нужным сделать ампутацию; наши врачи делали отнятие члена, а наши неприятели опять увозили своего раненого назад к себе"12. Однако происходило это исключительно в полевом лазарете. Ни Шамиль, ни кто-либо из его окружения не обращались к Пирогову с просьбой приехать для лечения мюридов.

Легенда эта появилась уже в советское время, в повести писателя Романа Фатуева, первый вариант которой был опубликован в 1935 г. В расширенном виде, под названием "При осаде Салтов", она увидела свет в 1970-м13. Этот миф лег также в основу поэмы известного дагестанского поэта Расула Гамзатова "Сказание о русском докторе". Здесь, правда, Пирогова пригласили для лечения самого Шамиля:

Говорят: прикрывая платками уста,Причитали они бестолковоИ послали мюридов во вражеский станПригласить самого Пирогова.Через час знаменитый хирург к ШамилюПодошел торопливой походкойИ негромко сказал:- Я его исцелю, -            инструмент доставая походный.Говорят: истекающий кровью имамВдруг очнулся и выкрикнул сипло:- Я себя, как барана, вам резать не дам,Есть во мне еще прежняя сила!14

Подтверждения этому эпизоду нет.

Другое дело, что в годы Кавказской войны русские офицеры часто лечились у горских лекарей, а горцы отправлялись лечиться в русские госпитали и лазареты. А по просьбе Шамиля к нему в горы из укрепления Хасав-Юрт привозили доктора Пиотровского - лечить сына имама, Джемалэддина15. Вероятно, эти реальные события и способствовали появлению мифа о "лечении Пироговым мюридов".


"Дагестанский помощник Пирогова"

К середине XIX в. на Кавказе уже сложилась своеобразная корпорация народных лекарей, передававшая секреты своего мастерства из поколения в поколение. Считают, что один из таких лекарей, Муртузали из селения Бутри, помогал Пирогову в бытность того в Дагестане.

Впервые имя Муртузали (Гаджи Муртузалиева16) было упомянуто в 1955 г., в диссертации Р.Ш. Аликишиева, в числе дагестанских народных лекарей. Никаких подробностей о нем автор не приводил17. Однако через три года, в написанной на основе диссертации монографии, Аликишиев писал: "Большой интерес представляет обнаруженный нами в селении Левашах в 1954 г. большой набор хирургических инструментов, которыми пользовался Гаджи Муртузалиев из селения Бутри Акушинского района около 100 лет. Эти инструменты подарил Н.И. Пирогов в 1847 г. под Салтами Муртузалиеву как одному из своих ассистентов из горских врачей"18.

С этого момента жизнь дагестанского лекаря начала обрастать невероятными подробностями. В наиболее "живописном" виде она была изложена краеведами. Согласно этому "каноническому жизнеописанию", Муртузали родился в том же году, что и Пирогов, - 1810-м. Он был старшим из пяти братьев. Во время пребывания русского хирурга в Дагестане народный лекарь служил при нем переводчиком, а Пирогов научил его "ампутировать конечности, удалять камни из мочевого пузыря, перевязывать крупные сосуды и останавливать кровотечение"19. Муртузали был знаком и с дагестанскими политическими деятелями советского периода Джелалэддином Коркмасовым и Алибеком Тахо-Годи; в годы Гражданской войны в его доме останавливался Серго Орджоникидзе... В ряде работ указывается, что лекарь побывал в плену у Шамиля, откуда был выкуплен матерью20. Скончался он в 1946 г. в возрасте 136 лет.

Однако сам Пирогов ни разу не упомянул дагестанского лекаря, который ему якобы помогал. А ведь на страницах пироговского "Отчета" нашли отражение даже самые незначительные детали пребывания хирурга в Дагестане...

Невероятным выглядит и возраст, в котором якобы скончался дагестанский лекарь. А набор инструментов, согласно легенде принадлежавший Пирогову, вовсе не уникален. Это обычный хирургический набор второй половины XIX в.21

Еще одно из косвенных доказательств в пользу легендарности ассистирования горцем Пирогову - факт отсутствия Муртузали в посемейных списках Бутринского сельского общества, составленных в середине 1880-х гг.22 По моему мнению, отсутствует он там в силу своего малолетства. И помогать Пирогову не мог уже в силу возраста...

Возможно, Муртузали действительно был искусным лекарем. Но биографию ему, видимо, придумали в советское время - для иллюстрации распространенного тогда тезиса о взаимовлиянии горской и русской медицины. Под востребованный в то время образ "интернационалиста из народа" Муртузали подходил как нельзя лучше.


"Заимствование метода иммобилизации"

По утверждениям ряда врачей и историков, именно под влиянием методов и способов кавказской народной медицины Пирогов предложил затвердевающую крахмальную повязку для лечения переломов23. Поводом для такого утверждения стал, по-видимому, описанный в "Отчете" метод иммобилизации отвердевающей бараньей шкурой, который применяли горцы. "При лечении свежих сложных переломов, - значится в "Отчете", - употребляется вместо неподвижной повязки шкура, снятая с барана только что убитого. Весь член обвертывается этою кожею, внутренняя сторона которой обращается к наружной поверхности тела. Повязка остается несколько недель без перемены, и шкура, засыхая на теле, образует род твердой и неподвижной коробки, в которой покоится страждущий член"24.

Однако фиксирующая крахмальная повязка была предложена в 1834 г. бельгийским хирургом Луи Сетеном - за 13 лет до того, как Пирогов попал на Кавказ. В 1837 г. информация об этой повязке появилась на страницах русской медицинской печати, и к 1847 г. Пирогов, один из передовых хирургов России, не знать о ней просто не мог.

Стоит также отметить, что метод иммобилизации и лечения различных заболеваний с использованием бараньих шкур впервые был описан штаб-лекарем Василием Яроцким в 1836 г., в газете "Друг здравия"25.


"Наркоз был принят всеми с радостью"

Обезболивание эфиром на Кавказе применяли еще до приезда туда Пирогова. Первые операции под эфирным наркозом в Тифлисском военном госпитале были проведены еще в начале 1847 г. Они оказались неудачными, так как в госпитале не было специального аппарата для вдыхания паров эфира, но уже в апреле 1847 г. такой аппарат был привезен в Тифлис сыном кавказского наместника князя Михаила Семеновича Воронцова камер-юнкером Семеном Воронцовым. Сделал это камер-юнкер под впечатлением от операций Пирогова, при которых присутствовал в столице.

Что же до "всеобщей радости" по поводу наркоза, то в лагере под Салтами операции, проводимые Пироговым, вызывали настоящий ужас нижних чинов. Говорили даже: "Наши, как чужие, устроили резню"26.

Работу Пирогова одобряли далеко не все офицеры. Наиболее известной среди проведенных им во время осады Салтов операций стала ампутация 7 августа правого бедра сотнику Гребенского казачьего полка князю Ю. Гагарину27. Князь выздоровел и на сороковой день после операции был отправлен в Темир-хан-шуринский военный госпиталь28. Однако решительность, с которой Николай Иванович произвел ампутацию, испугала офицеров: ранее медицина предлагала лечить подобные раны консервативно. Офицерам "невольно стало тогда приходить на мысль, не слишком ли уже это быстро и нельзя ли, в случае подобном, быть подальше от Пирогова"29.

Пироговский метод не сразу нашел отклик и у коллег-врачей. Врач Эраст Андреевский не без иронии замечал в своих записках: "Пирогов завонял своим эфиром весь лагерь, к общему удивлению всех, привел Новоселова, раненного под Чохом, в бесчувственное положение так, что он ревел благим матом и страшно метался во время длинной и совершенно бесполезной операции, которую потом через несколько лет поправил И.В. Буяльский в Петербурге (отыскав пулю, которую никак не удалось Пирогову)". Признавая достоинства эфирования, Э.С. Андреевский замечал, что "нельзя выдумать ничего глупее, как употребление эфира по методе, изобретенной Пироговым, в лагере, под неприятельскими выстрелами, на каляных пуховиках и тогда, когда нечем одеться противу дождя и холода"30.

Как и все новое, способ обезболивания с помощью эфирного наркоза прижился в медицине не сразу. Пройдет еще достаточно много времени, прежде чем применение наркоза станет рутиной в хирургических операциях. Но свою значительную роль в этом сыграло и применение его Пироговым в сложных полевых условиях.

Заслуги Николая Ивановича Пирогова перед отечественной медициной настолько велики, что его имя не нуждается в мифах и легендах.


1. Послужной список Н.И. Пирогова // Геселевич А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова (1810-1881). М., 1976. С. 93.2. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 346. Оп. 1. Д. 5. Л. 53. Бессмертный Б.С. Н.И. Пирогов и введение эфирного наркоза в России. (Материалы к истории наркоза в России) // Хирургия. 1940. N 12. С. 10-11.4. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. М., 2004. С. 538.5. Пирогов Н.И. Отчет о хирургических пособиях, оказанных раненым во время осады и занятия укрепления Салты // Военно-медицинский журнал. 1847. N 1. С. 1-2, 6.6. Высочайшие приказы // Кавказ. 1847. N 47. С. 185.7. РГАДА. Ф. 1261. Оп. 1. Д. 41. Л. 177.8. Индербиев М.Т. Очерки истории здравоохранения Чечено-Ингушетии. Грозный, 1972. С. 21; Ахмадов Т.З. Здравоохранение Чечни: очерки истории. Грозный, 2010. С. 399 . Виноградов П.Б., Руднев С.М. К истории народной медицины вайнахов // Историческое регионоведение Северного Кавказа - вузу и школе. (Материалы научно-педагогического семинара). Вып. 12. Армавир, 2009. С. 44-45.10. Кулебякин А. Кунаки. Казачья быль // Записки Терского общества любителей казачьей старины. N 2. Владикавказ, 1914. С. 44, 47 и далее.11. Абдулхабиров М. Медицина Кавказа при имаме Шамиле // Врач. 1998. N 2. С. 44; Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. М., 2005. С. 110-111; Казиев Ш.М. Имам Шамиль. М., 2006. С. 191.12. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. СПб., 1849. С. 18.13. Фатуев Р. Салты. (1935) // Дагестан в русской литературе. Т. 2. Махачкала, 1960. С. 236-261; Фатуев Р. При осаде Салтов. М., 1970.14. Гамзатов Р.Г. Сказание о русском докторе // Режим доступа: http://www.rasulgamzatov.ru/skazaniya/content/161skazanie-o-russkom-doktore.html15. Манышев С.Б. Военная медицина народов Северного Кавказа в первой половине XIX в. // Этнографическое обозрение. 2016. N 2. С. 122-125.16. У разных авторов он именуется то Гаджи Муртузалиевым, то Муртузали Гаджиевым.17. Аликишиев Р.Ш. Очерки истории здравоохранения Дагестана. Автореф. дисс... канд. мед. наук. Махачкала, 1955. С. 12-13.18. Аликишиев Р.Ш. Очерки по истории здравоохранения Дагестана. М., 1958. С. 28.19. Гаджиев Б.И. Дагестан в истории и легендах. Махачкала, 1965. С. 129.20. Аскерханов Р.П. Развитие хирургии в Дагестане от Н.И. Пирогова до наших дней. Махачкала, 1979. С. 27.21. Стоит заметить, что еще один "набор Пирогова" хранится в музее средней школы селения Кудали Гунибского района Дагестана.22. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 5. Д. 103. Л. 913-972.23. Очерки по истории хирургии в Дагестане. Махачкала, 1960. С. 37; Аскерханов Р.П. Роль и вклад Н.И. Пирогова в развитие анестезиологии // Пироговские чтения 1979. Махачкала, 1980. С. 30-3124. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. С. 18.25. Яроцкий В. Лечение огнестрельных ран курдюками и соединенным вместе с тем обвиванием раненных членов теплою кожею, недавно снятою с какого-либо животного // Друг здравия. 1836. N 9. С. 65-67.26. Gralewski M. Kaukaz. Wspomnienia z dwunastoletniej niewoli. Lww, 1877. S. 275.27. РГИА. Ф. 932. Оп. 1. Д. 74. Л. 1.28. Пирогов Н.И. Отчет о хирургических пособиях... С. 42-43.29. Исаков Н.В. Из записок. (Продолжение) // Русская старина. 1917. Кн. IV-VI. С. 50.30. Андреевский Э.С. Записки // Из архива К.Э. Андреевского. Т. I. Одесса, 1913. С. 61.

Николай Иванович Пирогов

Николай Иванович Пирогов был величайшим из всех российских хирургов. Он ввел преподавание прикладной топографической анатомии в России и был одним из первых, кто использовал эфир в Европе. Он описал эфирную анестезию на прямую кишку в 1847 году. Это было предложено Филибертом Джозефом Ру (1780-1854) ранее в 1847 году. В настоящее время его в основном помнят за введение остеопластической операции по ампутации стопы в 1854 году. Атлас, опубликованный в 1852–1859 гг., представляет собой первое использование в крупном масштабе замороженных срезов в анатомической иллюстрации, идея, впервые реализованная Питером де Римером (1760-1831).Иван Петрович Павлов (1849–1936) приписал ему проведение хирургического вмешательства на научной основе.

Николай Иванович Пирогов был сыном майора в комиссарской службе. Он научился читать рано и в свободное время свободно говорил на иностранных языках. Когда его отец внезапно умер в 1824 году, оставив семью без средств, Пирогов, возможно, поступил в образование, чтобы стать государственным служащим. Однако семейный врач Ефрем Мухин (1766-1850) организовал прием в Московский медицинский факультет в 1825 году, хотя тогда Пирогову было всего четырнадцать, а возраст поступления - шестнадцать.Ефрем Мухин был профессором анатомии и физиологии в Московском университете,

От теории к хирургии
Пирогов выбрал хирургию в качестве своей специальности; но за четыре года обучения в университете он присутствовал только на двух операциях и сам не выполнял никаких действий. Тем не менее он получил хорошую общетеоретическую подготовку и получил квалификацию врача в 1828 году, которому еще только семнадцать лет. Как мало он понимал медицины в то время, раскрывается в его автобиографии.Однако он хорошо знал о своих недостатках и, благодаря совету и помощи Мухкина, продолжил обучение в так называемом институте профессоров, в котором многие молодые, амбициозные и трудолюбивые ученики получили образование, чтобы стать профессорами. Этот институт отправил его в Дерпт (ныне Тарту), где он практически начал все заново, под руководством Иоганна Ф. (или Кристиана) Мойера (1786-1858), с пристрастием к хирургии и анатомии.

В 1832 году он защитил докторскую диссертацию, посвященную перевязке брюшной аорты.В этой важной работе, которая вскоре была опубликована в немецком переводе, Пирогов пытался не только улучшить техническую процедуру операции, но и объяснить, как организм реагирует на нее. В настоящее время Пирогов много путешествовал по Германии, посещая университеты Берлина и Геттингена для наблюдения за состоянием хирургии. Он убедился, что без специального изучения анатомии и физиологии хирургия - даже с использованием самых передовых методов - никогда не сможет подняться до уровня науки, но останется искусством.

Профессор в двадцать шесть
Узнав, что кафедра хирургии стала вакантной, Пирогов вернулся в Москву, но затем кресло было передано Федору Иноземцеву (1802-1869). Тем не менее, в 1836 году Пирогову, которому всего двадцать шесть лет, поступил на кафедру хирургии в Немецком университете в Дерпте, где он работал с 1836 по 1840 год. Его наиболее важные работы, касающиеся артерий и фасций, были созданы в этот период и распространяли его репутацию в медицинском мире.

В 1840 году министр Клейнмихель пригласил Пирогова стать главой госпитальной хирургии в больнице на 1000 коек и в Академии военной медицины в Св.Петербург. Помимо этой деятельности, Пирогов основал анатомический институт, реорганизовал систему больниц. Работая в неотапливаемом, плохо освещенном подвале, который являлся анатомическим театром Академии, Пирогов читал лекции и выполнял бесчисленные операции и 12 000 вскрытий по анатомической патологии. За это время он провел около трех лет на военной службе, организовывая и оказывая медицинскую помощь раненым.

В 1847 году он разработал теорию действия и использования анестетика и, прежде чем использовать его на пациенте, проверил его на себе.С июля по ноябрь этого года он работал хирургом в полевых больницах на Кавказе и представил применение анестетика через прямую кишку, а также несколько улучшений по уходу за ранеными. Он также возник внутривенное введение эфира анестетика. С 1848 он провел важное исследование холеры, основанное почти на 800 секциях.

Крым звонит
В сентябре 1854 года, когда в Севастополе погибли тысячи раненых, Пирогов направил петицию, чтобы отправить его на театр военных действий.С помощью Великой Княгини Елены Павловны, пионера в организации медсестер для войны, его петиция была принята. В сопровождении нескольких других врачей набор Пирогова состоялся 9 ноября 1854 года и прибыл в Симферополь 11 декабря 1854 года.

Работа Пирогова во время Крымской войны настолько важна, что его можно считать основоположником полевой хирургии. Он придумал гипсовый слепок, впервые успешно использованный в севастопольской кампании и ампутации Пирогова. Он задумал технику литья гипса в 1851 году, наблюдая за работой скульптора.Во время осады Севастополя он ввел массовое использование анестетика при хирургических операциях на фронте. Его опыт в области полевой хирургии, опубликованный на немецком языке в 1864 году, стал стандартным справочным материалом. Помимо своих личных усилий для раненых, Пирогов организовал подготовку медсестер.

Человек в своем имении
В 1856 году Пирогов вернулся в Петербург. Раздраженный условиями в медико-хирургической академии, он навсегда уволился с преподавательской и больничной работы.В том же году Пирогов опубликовал статью о проблемах педагогики, которая произвела большое впечатление. Он осудил ограничения на образование для бедных и нерусских и поддержал образование для женщин. Он также выступал против ранней специализации и выступал за развитие средних школ. После смерти Николая I Пирогов был назначен директором по школьным делам на юге России. Он вступил в конфликт с генерал-губернатором Одессы и в 1858 году был переведен на тот же пост в Киеве.Он был вынужден уйти в отставку три года спустя и поселился в своем имении на юге Украины, где он добровольно вызвался судьей мира.

Старик на войне
В 1862 году Пирогов был назначен директором группы молодых россиян, отправленных за границу для наблюдения за русскими студентами, готовящимися к будущему в качестве учителей в своей стране. После того, как Гарибальди был тяжело ранен в ногу в августе 1862 года во время битвы при Аспромонте, Пирогов пришел к нему и рекомендовал успешный метод лечения.После своего возвращения в Россию в 1866 году Пирогов жил почти исключительно в своем имении, которое он оставлял на длительные периоды только дважды: в 1870 году, когда он отправился на поля сражений франко-прусской войны в качестве представителя Российского Красного Креста для проверки больницы двух противников; и в 1877 году, когда он служил хирургом в русско-турецкой войне за независимость Болгарии.

Последнее публичное выступление Пирогова состоялось 24 мая 1881 года, в год его пятидесятого года службы.Он умер в декабре того же года. Самый большой центр экстренной медицины в Болгарии, в Софии, назван в его честь. Это также центр последипломного образования.

Мы благодарим доктора Джеди Фараха за предоставленную информацию.

Николай Иванович Пирогов | - Pandia.ru

Николай Иванович Пирогов

Николай Иванович Пирогов (13 ноября (25 ноября), 1810 г. 23 ноября (5 декабря), 1881 г.) был выдающимся российским и украинским ученым, врачом, педагогом, общественным деятелем и членом-корреспондентом Российской академии наук (1847). , Он считается основателем полевой хирургии и одним из первых хирургов в Европе, который использовал эфир в качестве анестезирующего средства. Он был первым хирургом, применившим анестезию в полевых операциях (1847), изобрел различные виды хирургических операций и разработал собственную технику использования гипсовых слепков для лечения переломов костей.Его имя - одно из самых узнаваемых в истории медицины России, и он считается русским национальным героем.

Пирогов родился в Москве. Он научился читать рано и выучил несколько языков в раннем детстве. Его отец умер в 1824 году, оставив свою семью нищей. Первоначально Пирогов намеревался стать государственным служащим, но семейный врач Ефрем Мухин, который был профессором анатомии и физиологии в МГУ, убедил власти принять его в качестве студента в возрасте всего 14 лет.

Несмотря на ограниченный опыт в медицинской школе, Пирогов решил специализироваться в качестве хирурга, когда он закончил свое обучение в 1828 году. Он завершил дальнейшее обучение в Дорпате (ныне Тарту), получив в 1832 году докторскую степень по перевязке брюшной аорты. Он путешествовал по Германии, посетил Берлинский университет и Геттингенский университет и стал профессором в Немецком университете Дерпта в 1836 году, когда ему было всего 25 лет. Он проделал важную работу на артериях и сгибаниях. Он перешел на должность профессора хирургии в Академию военной медицины в Санкт-Петербурге в 1840 году.В этот период он также прошел три года военной службы. Впервые он использовал эфир в качестве анестезирующего средства в 1847 году, а с 1848 года исследовал холеру. Он составил свой знаменитый анатомический атлас «Топографическая анатомия человеческого тела». Он выиграл Демидовскую премию в 1844, 1851 и 1860 годах.

Он работал военным хирургом в Крымской войне, прибыв в Симферополь 11 декабря 1854 года. С его работ в Крыму он считается отцом полевой хирургии. Он следовал за работой Луи Сеутина во введении гипсовых слепков для установки сломанных костей и разработал новый остеопластический метод ампутации стопы, известный как «ампутация Пирогова».Он также был первым, кто использовал анестезию в полевых условиях, особенно во время осады Севастополя, и он ввел систему сортировки по пяти категориям. Он поощрял женщин-добровольцев в качестве организованного корпуса медсестер, Хрестовозвиженской общины медсестер, созданной Великой Княгиней Еленой Павловной, повторяя усилия, предпринятые Флоренс Найтингейл для британцев.

Он вернулся в Санкт-Петербург после окончания войны в 1856 году, но вышел из академии. Он написал влиятельную статью по проблемам педагогики, выступая за образование бедных, нерусских и женщин.Он также выступал против ранней специализации и за развитие средних школ. Он вернулся в Крым в качестве руководителя школ. Он переехал в Киев в 1858 году после разногласий с генерал-губернатором в Одессе. В 1861 году он удалился в свое имение в Вишне в центральной Украине. Там он лечил местных крестьян, основал поликлинику и выучил украинский язык в знак уважения. Композитор Чайковский был одним из его посетителей там. Музей Пирогова в настоящее время существует за пределами города Винница, Украина, в его бывшем имении и клинике.Его портрет Репина находится в этом музее.

В 1862 году он возглавил делегацию русских студентов, которая была отправлена ​​за границу для обучения в качестве преподавателей. Он лечил Джузеппе Гарибальди от травмы ноги, полученной в Аспромонте 28 августа. Пирогов вернулся в Россию в 1866 году, оставляя свое имение очень редко. Он посетил поля сражений и полевые госпитали франко-прусской войны в 1870 году в качестве представителя Российского Красного Креста и снова был полевым хирургом в русско-турецкой войне в 1877 году.

Последний раз он появился на публике 24 мая 1881 года и умер в том же году в Вишне на Украине. Больница Пирогова в Софии и астероид 2506 Пирогов названы в его честь. Биографический фильм Козинцева о его жизни, Пирогова, был выпущен в 1947 году со счетом Шостаковича. Его сын, Николай Николаевич Пирогов, был российским физиком

ВЫДАЮЩИЙСЯ РОССИЙСКИЙ ГЕНЕТИК НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ

Жизнь Николая Вавилова была великой и трагичной одновременно.Теперь его имя украшает улицы Москвы и Санкт-Петербурга, ряд научно-исследовательских институтов, ледник в горах Памира, еще один на архипелаге Северная Земля и даже кратер на Луне. Подавляющая энергия Николая Вавилова живет в его современных последователях.

Николай Вавилов родился 25 ноября 1887 года в семье достаточно богатого бизнесмена. Однако он не пошел по стопам своих отцов и вместо этого выбрал карьеру в области естественных наук.Николай много работал и очень любил то, что делал. Жизнь коротка, терять нельзя, говорил он. Николай Вавилов никогда не делал, и, хотя он умер, когда ему было всего 55 лет, он оставил колоссальные 350 трактатов по генетике, биологии, географии и селекции. Многие из его работ с тех пор вошли в историю науки. Николай Вавилов был заядлым путешественником, и во время своих многочисленных поездок по миру он собрал уникальную коллекцию растений и семян. Вернувшись домой, он основал ряд научно-исследовательских институтов.Николай Вавилов был одним из немногих российских ученых, которые выдержали суровость Октябрьской революции 1917 года и последовавшей затем Гражданской войны и остались работать в России. Он изо всех сил пытался убедить своих одоленных друзей и коллег собираться, чтобы остаться и работать на благо России

В двадцатые и тридцатые годы Николай Вавилов сделал серию блестящих открытий в области генетики и селекции растений, которые сделали его имя известным во всем мире. Его работа дала мощный импульс сельскому хозяйству России, особенно на севере, помогая решить продовольственную проблему.Николай Вавилов был также великим организатором науки и много сделал для создания Сельскохозяйственной академии и ряда научно-исследовательских институтов.

Вавилов думал хорошо впереди своего времени. Неудивительно, что люди, неспособные понять его идеи, критиковали и подвергали сомнению его усилия в области генетики и селекции растений. Те, кто обещал гигантские урожаи без какого-либо научного обоснования, насмехались над энциклопедическими знаниями Вавилова, трудоголическим отношением и непролетарским происхождением.Эти недоброжелатели начали клеветническую кампанию против ученого, которая серьезно помешала его работе.

Николай Вавилов, официально избранный председателем 7-го Международного конгресса генетиков, состоявшегося в Эдинбурге в 1939 году, не был допущен на конференцию. Организаторы попросили профессора Крю заменить пропавшего русского ученого. Профессор вышел на сцену, и когда они собирались надеть ему президентскую мантию, он сказал: «Вы пригласили меня сыграть роль, которую лучше всего сыграет профессор Вавилов.Эта мантия мне не подходит. Помните, это было сделано для профессора Вавилова, который намного больше меня, чем я

Всемирная известность Николая Вавилова была чем-то, что его враги просто не могли игнорировать. И все же они решили уничтожить его, что в сталинские времена было тихо легко. Все, что вам нужно было сделать, это сообщить о ком-то властям, и он наверняка окажется в тюрьме.

Самым большим врагом Вавилова был Трофим Лысенко, человек, которого впоследствии Британская энциклопедия описала как самого известного псевдо-ученого 20-го века.Этот чрезмерно амбициозный экспериментатор-самоучка настаивал на том, что генетика и селекция вовсе не нужны для выращивания больших культур. Его последователи развязали шумную кампанию клеветы против Николая Вавилова, добавив тяжелые политические оттенки к тому, что было чисто научным спором. Вавилова обвинили в подрыве социалистических реформ в сельском хозяйстве и, в скором времени, арестовали. Он отрицал все выдвинутые против него обвинения, но сталинская страшная полиция стремилась уничтожить выдающегося, совершенно истощенного нечеловеческими условиями его заключения, Николай Вавилов умер в январе 1943 года.

Вклад Николая Вавилова в науку сопоставим с вкладом Эрнеста Резерфорда и Ивана Павлова.Гражданское мужество, проявленное выдающимся ученым, вдохновило многие поколения ученых, последовавших его примеру. Его слова «Они могут сжечь нас заживо, но никогда не отрекаются от того, во что мы верим, стали гимном ученых всего мира»

ВАРВАРА КАШЕВАРОВА ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЖЕНСКИЙ ДОКТОР МЕДИЦИНЫ

До XX века женщины в России не имели доступа к высшему образованию. Тем не менее, более предприимчивые женщины бросали вызов родительским группам и уезжали учиться за границу, например, в Швейцарию, где университетское образование уже было доступно для женщин.В основном это были девушки из зажиточных семей. Тем не менее, некоторым удалось получить образование в России, среди них Варвара Кашеварова-Руднева, первая русская женщина, получившая диплом врача и получившая медицинскую степень.

Эта женщина прожила прекрасную жизнь, и иногда кажется, что она руководствовалась какой-то сверхъестественной силой.

Родители Варвары умерли, когда она была маленькой девочкой, поэтому она годами жила в семье других людей. Она очень хотела учиться, но идея не устраивала ее приемных родителей.В возрасте двенадцати лет Варвара решила сбежать в Петербург. По дороге там ее ограбили, заболели брюшным тифом и доставили в больницу. Несколько недель спустя она была освобождена только для того, чтобы узнать, что ей некуда идти и нечего надеть. Врачи купили ей одежду, дали ей немного денег и рекомендательное письмо отставному шкиперу, который жил в Санкт-Петербурге. Девушке разрешили жить в семье капитанов, где, помогая жене мужа по дому, она одновременно брала уроки у их сына, который был учеником средней школы.Варвара недолго оставалась в семье шкиперов, а затем была усыновлена ​​бездетным военным топографом, который считал, что образование - это нечто чуждое девушкам, и все, что им нужно, это хороший брак. В четырнадцатилетнем возрасте Варвара вышла замуж за богатого купца по фамилии Кашеваров, и именно под этим именем она в конечном итоге вошла в историю русской медицины. Варвара сказала своему будущему мужу, что она выйдет за него замуж, только если он позволит ей продолжить свое образование. Он сказал да, но через месяц потребовал, чтобы она бросила учебу.Вдохновленный его родителями, он начал издеваться над своей молодой женой. Разочарованная, Варвара ушла из дома и решила поступить в Санкт-Петербургский институт акушерства. Тяжелая работа девушек и жажда знаний не были потеряны для ее учителей. Получив диплом сертифицированной акушерки, Варваре было позволено практиковать свои навыки, но ее самой большой мечтой, однако, было получение высшего медицинского образования.


Однажды она познакомилась с людьми, которые помогли молодой Варваре Кашеваровой поступить в качестве случайного студента на престижной улице.Петербургская медицинская академия им.

Пять лет спустя Варвара окончила медицинскую академию и получила право защищать докторскую степень по акушерству и гинекологии. Защита состоялась 28 мая 1876 года в конференц-зале Академии, который был заполнен академиками и студентами. Все закончилось тем, что толпа восхищенных друзей взяла триумфальную Варвару на руки и понесла ее повсюду, где все аплодировали, как сумасшедшие, на первой в России женщины-доктора медицины.

Казалось, что после такого оглушительного успеха Варвара открыла все пути для научной и преподавательской деятельности, но это было легче сказать, чем сделать. В те времена такая карьера была еще закрыта для женщин. Единственная оставленная ей возможность - это общая практика и статьи, которые она время от времени вносила в медицинские журналы. Что еще хуже, ее новый муж и хороший друг профессор Михаил Руднев умер, оставив Варвару одну. Разгромленная трагедией, она усердно работала, чтобы в конечном итоге стать очень популярной среди своих пациенток.

Тот факт, что скромная женщина стала доктором медицины, плохо сочетался с теми, кто ненавидел видеть, что женщины вообще получают какое-либо образование. Ряд журналов опубликовал клеветнические истории с целью дискредитировать молодого доктора. Варвара Кашеварова успешно подала в суд на некоторые из этих публикаций только для того, чтобы увидеть, что порочная демонстрационная кампания становится все более пронзительной. Уставшая от этой хладнокровной истерии, Варвара Кашеварова покинула Санкт-Петербург и поселилась в центральной части России, где она купила небольшое поместье и полностью посвятила себя лечению местных женщин.Во время добровольного изгнания она написала ряд трактатов и книг.

Годы тяжелой работы и мучительных переломов, наконец, принесли свои плоды, и вскоре после празднования своего 57-летия Варвара Кашеварова, первая в России женщина-врач, умерла от сердечной недостаточности.

Биография

Иван Петрович Павлов родился 14 сентября 1849 года в Рязани, где его отец, Петр Дмитриевич Павлов, был сельским священником. Он получил образование сначала в церковной школе в Рязани, а затем в духовной семинарии там.

Вдохновленный прогрессивными идеями, которые распространяли Д. И. Писарев, самый выдающийся из русской литературной критики 1860-х годов, и И. М. Сеченов, отец русской физиологии, Павлов отказался от своей религиозной карьеры и решил посвятить свою жизнь науке. В 1870 году он поступил на физико-математический факультет, чтобы пройти курс естествознания.

Павлов стал страстно поглощенным физиологией, которая фактически должна была оставаться для него таким фундаментальным значением на протяжении всей его жизни.Именно во время этого первого курса он совместно с другим студентом Афанасьевым выпустил свой первый научный трактат по физиологии нервов поджелудочной железы. Эта работа получила широкое признание, и он был награжден золотой медалью за нее.

В 1875 году Павлов закончил свой курс с выдающимся послужным списком и получил степень кандидата естественных наук. Однако под впечатлением его огромного интереса к физиологии он решил продолжить учебу и отправился в Академию медицинской хирургии, чтобы пройти там третий курс.Он завершил это в 1879 году и снова был награжден золотой медалью. После конкурсного экзамена Павлов выиграл стипендию в Академии, и это вместе с его положением директора физиологической лаборатории в клинике известного российского клинициста С. П. Боткина позволило ему продолжить свою исследовательскую работу. В 1883 году он представил докторскую диссертацию на тему «Центробежные нервы сердца». В этой работе он развил свою идею нервизма, используя в качестве примера усиливающийся нерв сердца, который он открыл, и, кроме того, изложил основные принципы трофической функции нервной системы.В этой, а также в других работах, основанных, главным образом, на результатах его исследований в лаборатории при Боткинской клинике, Павлов показал, что в рефлекторной регуляции деятельности органов кровообращения существует базовая закономерность.

В 1890 году Павлов был приглашен для организации и управления кафедрой физиологии в Институте экспериментальной медицины. Под его руководством, которое продолжалось в течение 45 лет до конца его жизни, этот институт стал одним из важнейших центров физиологических исследований.

В 1890 году Павлов был назначен профессором фармакологии в Военно-медицинской академии, а пять лет спустя он был назначен на вакантную тогдашнюю кафедру физиологии, которую он занимал до 1925 года.

Именно в Институте экспериментальной медицины в те годы Павлов провел большую часть своих исследований в области физиологии пищеварения. Именно здесь он разработал хирургический метод хронического эксперимента с широким использованием свищей, который позволял непрерывно наблюдать функции различных органов в относительно нормальных условиях.Это открытие открыло новую эру в развитии физиологии, поскольку до этого момента основным методом был метод острой вивисекции, а функция организма достигалась только путем анализа. Это означало, что исследование функционирования любого органа требовало нарушения нормальной взаимосвязи между органом и окружающей средой. Такой метод был неадекватен как средство определения того, как регулируются функции органа, или выявления законов, управляющих организмом в целом, в нормальных условиях - проблем, которые препятствовали развитию всей медицинской науки.Своим методом исследования Павлов открыл путь для новых достижений в теоретической и практической медицине. С особой ясностью он показал, что нервная система играет доминирующую роль в регуляции пищеварительного процесса, и это открытие фактически является основой современной физиологии пищеварения. Павлов обнародовал результаты своих исследований в этой области, которые имеют большое значение в практической медицине, в лекциях, которые он прочитал в 1895 году и опубликовал под названием «Лекции о работе главных пищеварительных желез». (1897).

Исследования Павлова в области физиологии пищеварения привели его к логическому созданию науки об условных рефлексах. В своем исследовании рефлекторной регуляции деятельности пищеварительных желез, Павлов обратил особое внимание на феномен психической секреции, который вызывается пищевыми стимулами на расстоянии от применения метода, разработанного его коллегой Д. Д. Глинским в 1895 году. Установив свищи в протоках слюнных желез, Павлов смог провести эксперименты по природе этих желез.Ряд этих экспериментов заставил Павлова отказаться от субъективной интерпретации психической слюнной секреции и, исходя из гипотезы Сеченова о том, что психическая деятельность носила рефлекторный характер, сделать вывод, что даже здесь рефлекс - хотя и не постоянный, но временный или обусловленный один - был вовлечен.

Это открытие функции условных рефлексов позволило объективно изучить всю психическую деятельность, вместо того чтобы прибегать к субъективным методам, которые были до этого необходимы; Теперь стало возможным экспериментальным путем исследовать самые сложные взаимосвязи между организмом и его внешней средой.

В 1903 году на 14-м Международном медицинском конгрессе в Мадриде Павлов зачитал доклад «Экспериментальная психология и психопатология животных». В этой статье дано определение условных и других рефлексов, и было показано, что условный рефлекс следует рассматривать как элементарный психологический феномен, который в то же время является физиологическим. Из этого следует, что условный рефлекс является ключом к механизму наиболее высокоразвитых форм реакции животных и человека на окружающую среду и делает возможным объективное изучение их психической активности.

Впоследствии в систематической программе исследований Павлов превратил теоретическую попытку Сеченова открыть рефлекторные механизмы психической деятельности в экспериментально доказанную теорию условных рефлексов.

В качестве руководящих принципов материалистического учения о законах, регулирующих деятельность живых организмов, Павлов вывел три принципа теории рефлексов: принцип детерминизма, принцип анализа и синтеза и принцип структуры.

Развитие этих принципов Павловым и его школой очень помогло в создании научной теории медицины и в открытии законов, управляющих функционированием организма в целом.

Эксперименты, проведенные Павловым и его учениками, показали, что условные рефлексы возникают в коре головного мозга, которая действует как главный распределитель и организатор всей деятельности организма и которая отвечает за очень тонкое равновесие животного с окружающей средой.В 1905 году было установлено, что любой внешний агент, по совпадению во времени с обычным рефлексом, может стать условным сигналом для формирования нового условного рефлекса. В связи с открытием этого общего постулата Павлов приступил к исследованию искусственных условных рефлексов. Исследования в лабораториях Павлова в течение ряда лет впервые выявили основные законы, регулирующие функционирование коры больших полушарий. Многие физиологи были привлечены к проблеме разработки основных законов Павлова, регулирующих деятельность головного мозга.В результате всех этих исследований возникла комплексная теория Павлова о высшей нервной деятельности.

Даже на ранних этапах своих исследований Павлов получил мировое признание и признание. В 1901 году он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия, а в 1907 году он был избран академиком Российской академии наук; в 1912 году он получил почетную докторскую степень в Кембриджском университете, а в последующие годы стал почетным членом различных научных обществ за рубежом.Наконец, по рекомендации Парижской медицинской академии он был награжден орденом Почетного легиона (1915).

После Октябрьской революции в специальном правительственном постановлении, подписанном Лениным 24 января 1921 года, отмечались выдающиеся научные заслуги академика И. П. Павлова, которые имеют огромное значение для рабочего класса всего мира.

Коммунистическая партия и Советское правительство позаботились о том, чтобы Павлову и его сотрудникам были предоставлены неограниченные возможности для научных исследований.Советский Союз стал выдающимся центром изучения физиологии, и тот факт, что 15-й Международный физиологический конгресс 9-17 августа 1935 г. проходил в Ленинграде и Москве, ясно показывает, что он был признан таковым.

Павлов направил всю свою неутомимую энергию на научные реформы. Он приложил немало усилий, чтобы превратить возглавляемые им физиологические институты в мировые центры научных знаний, и общепризнанно, что он преуспел в этом деле.

г. Павлов вырастил большую школу физиологов, в которой воспитывалось много выдающихся учеников. Он оставил самое богатое научное наследие - блестящую группу учеников, которые будут продолжать развивать идеи своего учителя, и множество последователей по всему миру.

В 1881 году Павлов женился на Серафиме (Саре) Васильевне Карчевской, учительнице, дочери врача Черноморского флота. Сначала у нее произошел выкидыш, по-видимому, из-за того, что ей пришлось бежать за своим очень быстро ходящим мужем.Впоследствии у них родился сын Вирчик, который внезапно умер в детстве; три сына, Владимир, Виктор и Всеволод, один из которых был известным физиком и профессором физики в Ленинграде в 1925 году, и дочь Вера. Доктор Павлов умер в Ленинграде 27 февраля 1936 года.

,

Николай Пирогов - Wikipedia, la eniclopedia libre

Википедия todavía no tiene una página llamada «Николай пирогов».


Busca Николай Пирогов en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario)
Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия)
Wikiquote (citas)
Викитека (библиотека)
Wikinoticias (noticias)
Wikiversidad (contenido académico)
Commons (imágenes y multimedia)
Wikiviajes (viajes)
Wikidata (дато)
Викивиды (виды)
  • Comprueba si имеет стандартную форму, правильную форму, правильную форму, википедия, эз луг, и бесплатную информацию.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca «Nikolaii pirogov» и текст статьи из Википедии, которая существует.
  • Консультация по художественному оформлению «Николай Пирогов».
  • Busca las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Николай пирогов».
  • Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • También Puede Que La Pagina Que Buscas Haya Sido Borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • En Wikipedia совместимые с текстовые документы, совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о том, что у вас нет никаких условий для кумплан-альгуна-де-эсас.
  • Ten en cuenta también que:
    • Статьи об информации и информации serán borrados - версия «Википедия: Эсбосо» -.
    • Искусство публикации и автопроизводство serán borrados - версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
,

Смотрите также