Пирогов и антропологическое знание


общее и специфическое – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ресурс]. Режим доступа: - http://www.inforrnika.nj/text/magaz/peilagog/pedagog_5/ a03.html.

16. Шрейдер, Ю. А. Ценности, которые мы выбираем / Ю. А. Шрейдер. - М.: Изд-во Едиториал УРСС, 1999. - 286 с.

17. Щетинин, В. П. Экономика образования / В. П. Щетинин, Е. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. — М.: Российское агенство, 1998. - 306 с.

18. Ясвнн, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

УДК 378.048:01

А. П. Шпак

АНТРОПОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н. И. ПИРОГОВА И В. И. НЕСМЕЛОВА:

ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ

В настоящее время возрастает значимость антрополого-педагогичес-кой проблематики, что обусловлено очевидным противоречием между человеком как тайной, человеком, наделенным душой и духом, носителем и выразителем идеальных ценностей и характером развития современной педагогической науки и практикой образования.

Другое противоречие, усиливающее актуальность рассмотрения ант-ро поло го - педаго г ичс ских проблем-это противоречие между тем значением, которое имеет антропологическое знание в образовании, и его недостаточной разработанностью в педагогике. Наблюдается также противоречие между наличием богатой отечественной антропологической традиции и приоритетным вниманием отечественных исследователей к зарубежной антропологии: философско-антропологическому наследию М. Шелера, Г. Плесиера, Г. Ноля, О. Ф. Больнова и др. При этом часто забывается тот факт, что педагогическая антропология зародилась в России, и ее развитие связано с творчеством Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта, В, В. Зеньковского и других адептов философско-педагогической мысли.

Обращает на себя внимание односторонность освещения истории педагогической антропологии. Так, в течение длительного времени история развития отечественной антропологической мысли сводилась к истории одного из ее направлений.

В этих условиях возрастает актуальность и значение исследования истории развития отечественной педагогической антропологии.

Данная статья посвящена сравнительному анализу антрополого-педагогического наследия Н. И. Пирогова и В. И. Несмелова, выявлению общего и специфического в рассмотрении ими проблем образования

человека. Основанием для сравнительного анализа являются характерные для исследователей точки зрения на проблему сущности человека и его образования, характер и направленность антропологии. Выбор персоналий для сравнения обусловлен той ролью, которую сыграли Н. И. Пирогов и .В. И. Несмелов в истории отечественной антропологической мысли.

Н. И. Пирогов по праву считается родоначальником педагогической антропологии, поскольку именно он впервые осуществил рассмотрение педагогических проблем (в частности, проблем цели и характера образования) с антропологической точки зрения. Статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», вышедшая в XVIII в. совершила переворот в сознании современников, став «своеобразной программой для развития педагогической антропологии в России» [1,с. 27] и тем самым ознаменовав обращение отечественной философской мысли к антрополого-педагоги-ческим идеям.

В. И. Несмелое является одним из родоначальников отечественной философской антропологии. Его фундаментальное двухтомное исследование «Наука о человеке» представляет собой «первый систематический опыт философского обоснования православного учения о человеке» [2, с. 90].

Основой антрополого-педагогических взглядов как Н. И. Пирогова, так и В, И. Несмелова является понимание человека как носителя и выразителя идеальной природы. Статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» начинается с противопоставления человека как биологического вида (человека «зоологического») и человека как существа духовного (человека нравственного). Это противопоставление биологического и нравственного человека позволяет Н. И. Пирогову сформулировать «вопросы жизни» - морально-нравственные проблемы, главной из которых является проблема конечной цели существования каждого человека. Аналогичная мысль содержится и в творчестве В. И Несмелова, подчеркивавшего значение идеальной природы человека: «Весь мир есть совершенное ничтожество в сравнении с человеком, потому что ни за какие сокровища мира нельзя купить того, что составляет существо человека, - нельзя купить живого человеческого духа» [3, с. 2]. С точки зрения В. И. Несмелова, цель человеческой жизни должна определяться именно его идеальной природой. В отличие от Н. И. Пирогова, В. И. Несмелов не ограничивается констатацией идеальной природы человека, но характеризует ее как особую исследовательскую проблему, используя для ее обозначения термин «загадка». Принципиальной особенностью загадки как исследовательской проблемы является невозможность ее решения за счет механического увеличения объема информации. Следствием специфики загадки как исследовательской проблемы является последовательно отстаиваемая В. И. Несмеловым

идея о принципиальной невозможности решения проблемы сущности человека естественнонаучными средствами, поскольку наука «может рассматривать человека лишь в качестве добычи для могильных червей» [3, с. 10].

Помимо признания идеальной природы человека, антропологические взгляды Н. И. Пирогова и В. И. Несмелова сближает точка зрения на значение христианства, в особенности православия.

Н. И. Пирогов рассматривает христианство как решение всех «вопросов жизни»: «Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений» [7, с. 30]. Аналогичную оценку христианству дает и В. И. Несмелов в своей работе «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения»: «Глубочайшая постановка и высшее решение вопроса о смысле жизни раскрылись только с появлением христианства в учении новозаветного откровения и в области христианской философии» [6]. В соответствии с пониманием христианства как средства решения морально нравственных проблем, оба мыслителя приходят к идее подчинения повседневной жизни человека христианским ценностям, к необходимости преодоления разрыва между провозглашаемыми идеалами и наличной реальностью. Различие между мыслителями в рассмотрении христианства заключается в том, что В. И. Несмелов не ограничивается констатацией того значения, которое с его точки зрения, имеет христианство. Анализ христианских догматов является основной проблемой второго тома его «Науки о человеке». Поэтому проблема значения христианства для решения человеком мировоззренческих и морально-нравственных проблем в антропологии В. И. Несмелова разработана более детально, чем в работах Н. И. Пирогова.

Таким образом, антропология Н. И. Пирогова и В. И. Несмелова основывается на понимании человека как существа духовного и признании исключительной роли христианства в решении морально нравственных проблем. При этом оба мыслителя отмечают невостребован-ность проблемы смысла жизни человека в современном им обществе. Н. И. Пирогов обращает внимание на негативное влияние общества на развитие мировоззрения человека: «...Наше общество успело так организоваться, что оно для большей массы людей само, без их сознания, задает и решает вопросы жизни...» [7, с. 30]. В. И. Несмелов рассматривает эту проблему иод иным углом зрения, исходя из непригодности господствующих в общественном сознании естественнонаучных методов для решения мировоззренческих проблем: «...Говорить же о человечности, по всем данным современной науки, серьезным людям не полагается» [3, с. 11].

Исходя из понимания значимости морально-нравственных проблем для человека как существа духовного, провозглашая особую роль христи-

анства, Н. И. Пирогов и В. И. Несмелов осуществляют рассмотрение проблем образования. Основополагающей антрополого-педагогичес-кой идеей, объединяющей обоих мыслителей, является идея направленности образования на решение мировоззренческих проблем.

Следствием этой идеи является отстаиваемая мыслителями самоценность образования, недопустимость отождествления образования с практической подготовкой человека как какой-либо деятельности. В частности. В. И. Несмелов отмечает, что образование «само цель для себя, как и человек в нем сам цель для себя» [5, с. 87].

Имея схожие взгляды на сущность человека и значение образования, Н. И. Пирогов и В. И. Несмелов принципиально расходятся в своих взглядах на проблему цели образования и его движущей силы.

Н. И. Пирогов делает акцент на социальных аспектах бытия человека-его взаимоотношениях с обществом, В его интерпретации в качестве движущей силы развития человека выступает противоречие между получаемым человеком образованием и характером общества: «Самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество» [7, с, 32]. Поэтому с точки зрения Н. И. Пирогова образование должно быть направлено на преодоление противоречия между воспитанием человека и характером общества, обеспечить самореализацию человека в сложившихся социальных условиях. В соответствии с точкой зрения Н. И. Пирогова, цель образования заключается в том, чтобы «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» [7, с. 36].

В. И. Несмелов рассматривает антрополого-педагогические вопросы в контексте решения проблемы обретения человеком истинного бытия. Поэтому в его антропологии социальные аспекты педагогической антропологии не нашли подробного рассмотрения. В его интерпретации образование заключается в самопознании и самоосуществлении человека, поскольку оно «заключается только в познании человеком правды о себе, и образование выражается лишь ясным представлением человека о своем значении и назначении в мире в качестве свободно-разумной личности» [4, с. 609]. Образование как самопознание человека не может основываться на внешних противоречиях между человеком и окружающим миром, поскольку в этом случае образование оказывается подчинено случайным внешним воздействиям. В качестве движущей силы развития человека и его образования В. И. Несмелов рассматривает противоречие внутреннее, обусловленное двойственностью человеческой природы. Это противоречие вызвано идеальной природой человека и заключается в том, что «природа его личности по отношению к данным условиям его существования оказывается идеальной» [3, с. 224]. Поскольку данные условия существования человека обуслов-

лены не только законами внешнего мира, но и, в первую очередь, собственной материальной природой человека, данное противоречие является внутренним противоречием человеческой личности.

Столь радикальное расхождение в определении цели образования и его движущей силы можно объяснить различием в характере и логике рассмотрения антропологических вопросов Н. И. Пироговым и В. И. Несмеловым. Н. И. Пирогов рассматривает вопросы педагогической антропологии на основе анализа социальной действительности, в то время как В. И. Несмелов обращается к антрополого-педагогическим проблемам под влиянием богословия, в частности, работ св. Григория Нисского, чье творчество он изучал в Казанской Духовной академии. Антрополого-педагогические идеи В. И. Несмелова являются следствием его богословских исследований, что придает педагогической антропологии В. И. Несмелова экзистенциальный характер. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что оба мыслителя рассматривают образование прежде всего как средство самореализации человека. В силу более масштабного и фундаментального характера работ В. И. Несмелова, в его антропологии проблема самореализации человека и ее взаимосвязи с образованием рассматривается более детально, чем это делает Н. И. Пирогов, ограничивающийся в основном постановкой проблем.

Следствием идей самоценности образования и его направленности на самореализацию человека, разделяемую обоими мыслителями, является присутствующая в их работах идея существования двух типов образования - общего и специального. Такой подход обусловлен идеей несводимости образования к практической подготовке человека. Разграничивая и противопоставляя образование как средство формирования мировоззрения человека и образование как средство его практической подготовки, Н. И. Пирогов приходит к идее существования двух принципиально различных типов («родов») образования: «Еще со времен языческой древности существуют два рода образования: Общечеловеческое и специальное, или реальное» [14, с. 38]. Аналогичную точку зрения, но менее явно, выражает В. И. Несмелов.

Наиболее существенным отличием работ Н. И. Пирогова от работ В. И. Несмелова является предложенная последним система организации образования. В соответствии с идеей самоценности образования и его несводимости к решению утилитарно-практических задач, В. И. Несмелов формулирует цель образования как формирование «цельного мировоззрения», для чего нужно «создать в голове живое ядро» [4, с. 595-596], с помощью которого приобретаемые знания будут интегрироваться в целостное мировоззрение. По мнению В. И. Несмелова, за счет создания «живого ядра» удается преодолеть ориентацию образования на механическое увеличение имеющегося у учащихся объема информации.

На основании вышеизложенного можно выделить общее и специфическое в рассмотрении антрополого-педагогической проблематики Н. И. Пироговым и В. И. Несмеловым.

Общее проявляется в точке зрения мыслителей на человека. Оба мыслителя рассматривают образование, исходя из понимания человека как носителя духовной природы, чья сущность не исчерпывается биологической и социальной составляющими. Поэтому проблема образования рассматривается ими в контексте решения человеком нравственно-мировоззренческих проблем. Н. И. Пирогову, и В. И. Несмелову свойственно православное мировоззрение, в соответствии с системой ценностей которого рассматривается антрополого-педагогическая проблематика.

Специфическое связано с характером и логикой рассмотрения вопросов педагогической антропологии. В отличие от Н. И. Пирогова, который целенаправленно обратился проблеме человека как существа образующегося, В. И. Несмелов пришел к педагогической антропологии в ходе решения фундаментальных философско-антропологических проблем. Для В. И. Несмелова педагогическая антропология - средство решения богословских и философско-антропологических проблем. Кроме того, идеи педагогической антропологии раскрываются Н. И. Пироговым и

В. И. Несмеловым на различном уровне. Антрополого-педагогические взгляды Н. И, Пироговым изложены тезисно в небольшой по объему работе. В. И. Несмелов рассматривает проблему образования, опираясь на свое фундаментальное антропологическое исследование. Рассмотрение антрополого-педагогических идей В. И. Несмеловым имеет гораздо более широкую философскую базу, чем работы Н, И. Пирогова.

Библиографический список

1. Емельянов, Б. В. Петрунина, Т. А. Очерки педагогической антропологии в России. - Екатеринбург, 1997. - 124 с.

2. Епископ Константин (Горянов) Жизнь и творчество Виктора Несмелова / Человек. - 1992. - № 2. - С. 90-96.

3. Несмелов, В. И. Наука о человеке / В. И. Несмелов - СПб.: - Изд-во Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского.-2000.

4. Несмелов, В. И. О цели образования // Православный собеседник. -1898. ~ Декабрь. - С. 585-612.

5. Несмелов, В. И. К вопросу о цели образования//Православный собеседник. - 1900. - Т. 1.-С. 71-100

6. Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // http://www.wco.ru / ЫЫю /Ьоокз/.пеэте!, 1/H01-T.htm

7. Пирогов, Н. И. Вопросы жизни / Н. И. Пирогов Избранные педагогические сочинения.— М.: Педагогика, 1985.

Взаимосвязь естественно-научной медицинской и философской антропологии в творчестве Н. И. Пирогова

Н. И. Пирогов – гордость отечественной науки и культуры – известен прежде всего как гениальный хирург с мировым именем. Он был не только блестящим медиком, но и ученым, педагогом, мыслителем. В центре его мировоззренческих исканий всегда находился человек, его сущность, смысл жизни, поиски идеала. В связи с этим в мировоззрении Пирогова оказывался целый комплекс антропологических идей.

Известно, что антропология как наука о человеке многогранна. Для хирурга Пирогова, безусловно, характерна близость к естественно-научной медицинской антропологии, которая определяет место человека в царстве живых существ, изучает его телесную организацию. В этой области, в среде анатомии и физиологии, успехи Пирогова общеизвестны не только в национальном, но и в мировом масштабе. Однако его антропологические идеи выходят за естественно-научные рамки, приобретая особую мировоззренческую направленность и смысл, что и требует специального философского анализа.

В 40-х гг. XIX в. в европейской философии свершился переход к антропологии, который некоторыми исследователями не без основания рассматривался как радикальный перелом в мышлении по отношению ко всей предшествующей истории философии. Если ранее фундаментальное западное мышление задавалось вопросом об «основании» мировой действительности, опиралось на понятие Бога или Абсолюта, то после смерти Гегеля в различных философских направлениях утверждалось, что «вопрос об абсолютном основании действительности всегда вновь обращался к вопрошающему человеку»[1], то есть наметился поиск «человеческого измерения» традиционных философских проблем.

Становление философской антропологии позиционировало ее как философское знание об общечеловеческих (инвариантных), устойчивых свойствах и качествах человека в их социокультурной изменчивости; как целостный образ человека в определенном типе культуры и сохранение «пределов и границ» человеческого облика в безграничности бытия; как способ решения философских проблем в их «человеческом измерении».

Антропологические идеи развивались в отечественной философии, просматриваясь от работ средневекового периода вплоть до современных концепций. Можно сказать, что эта проблема имманентна самому развитию русской философской мысли, отличаясь своеобразием и оригинальностью своего выражения и решения. Спектр антропологических воззрений широк, отражаясь в классических темах русской духовности: Бог, человек, нравственные корни и коллизии человеческого существования, его неискоренимый дуализм. В целом русской антропологии присущи персоналистический пафос, нравственная напряженность, размышление о соборности как примирении свободы каждого и единства всех.

М. А. Маслин выделяет два уровня философско-антрополо-гических идей в отечественной культурной традиции. Первый связан с «неспециализированными» источниками философско-антропологической мысли в России, к которым относятся летописная, житийная, нравственно-поучительная литература. Антропологическая тематика прослеживается в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона, в «Поучении» Владимира Мономаха, в спорах «иосифлян» и «нестяжателей», философском наследии М. Грека. Можно предположить, что во многом философско-антропологическая тематика определялась принятием христианства на Руси, его утверж-дением и в связи с этим новым пониманием места и роли человека в мире.

Второй уровень философско-антропологических идей связан со становлением специализированных философско-антропологичес-ких построений в русской философии XVIII – начала XIX в. Они связаны с «метафизикой сердца» Г. С. Сковороды; просветительской философией человека А. Н. Радищева в трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии»; идеалистической антропологией А. И. Галича в его трактате «Картина человека». Характерным для этого периода было появление работ, в которых антропологические идеи развивались в русле натурфилософских построений, как, например, идеи материалистической антропологии в работе И. Д. Якушкина «Что такое человек?».

Но этот период отмечен не только появлением философских работ, специально посвященных проблемам человека. Замечательно и то, что свои ответы на вопросы о сущности человека давали деятели науки, естествознания, медицины. Современные последователи в области философии здоровья (валеософии), говоря об особенностях развития отечественного здравоохранения, подчеркивают именно антропоцентрический характер отечественного естествознания и медицины наряду с особой ролью духовности и прежде всего нравственных идеалов и принципов, «теургическим беспокойством»[2], присущими русской интеллигенции вообще, а врачам в большей степени, превалировании православных моральных ценностей[3]– все это в значительной степени обнаруживается в творчестве Н. И. Пирогова и как врача, и как мыслителя.

В работах Н. И. Пирогова нет завершенной системы антропологии, но все идеи буквально пронизывают их, концентрируясь в размышлениях о человеке, его бытии, его противоречивости и в то же время целостности. В них прослеживается переход от медицинской антропологии к философской. На принципиальную возможность такого перехода и его закономерность указывают многие последователи. Так, К. Ясперс, касаясь «вопроса о человеческой природе как таковой», подчеркивал, что «свои ответы на этот вопрос есть у биологов, антропологов, богословов, философов»[4], пересекающихся именно в его решении. Интересная точка зрения у богословов на эту проблему. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет в статье «Богословие и антропологические концепции XX века», отмечая, что «богословие по существу своему антропологично, потому что его адресатом является человек», в то же время говорили о его заинтересованности в том знании о человеке, которое накопила современная наука, а также философия. В отличие от специальных наук – биологии, психологии, лингвистики, социологии и др. – «философская антропология стремится выявить сущностные характеристики человека, понять его природу или же его особое место в мироздании»[5].

Как естествоиспытатель и врач Пирогов рассматривает человека прежде всего как природное существо, находящееся в ряду других живых организмов. Само понятие «человек» он считает «обыкновенным обобщением», в котором «мы понимаем не более как свойство, несомненно характеризующее человеческие особи»[6]. Пирогов сопоставляет человека с любыми другими существами, указывает на моменты общности и различия. К таким общим моментам он относит «ощущения нашего бытия» в нашем уме и «чувство бытия» у животных. Первым толчком его появления служит, говорит ученый, действие внешнего мира на чувства, но «самая суть и ощущения бытия... скрывается глубоко в существе самого жизненного начала»[7]. И это «самобытное, бесформенное начало жизни» творит в безграничных и первобытных пространстве и времени всевозможные формы вещества, направляя все другие силы к борьбе за существование. Мощное жизненное начало Пирогов объясняет с позиций биоцентрического понимания природы, смысловым ядром которого является понятие жизни.

Как видим, Пирогов не отрицает связи человека с животным миром, «принимая весьма хладнокровно взгляд на происхождение мое, – как он отмечает, – от обезьяны», но при этом он не принимает «ни малейшего намека на отсутствие творческого плана и творческой целесообразности в мироздании»[8]. Признавая учение Дарвина, Пирогов в то же время ставит вопрос о том, «что заставило атомы вещества складываться в оформленное существо, способное к самостоятельному бытию, к борьбе за существование, наследственности и произведению новых себе подобных или несходных с собой существ»[9]. И, отвечая на него, говорит о том, что никогда не признает, чтобы первобытная клетка «не заключала в себе творческой мысли в ее конечном назначении и творческого (целесообразного) предопределения»[10].

По его мнению, прогресс в науке, безусловно, «утончает опыт», но не может ответить на вопрос, что же заправляет «органической фабрикой»[11]. В связи с этим он прямо говорит, что верховный разум и духовная воля Творца, проявляемые целесообразно, – прочное, неизменное, абсолютное начало. Такой переход в анализе антро-пологических проблем, по существу, на позиции религиозного мыслителя связан, на наш взгляд, с общей гуманистической ориентацией Пирогова как врача, хирурга, придающего огромное значение надежде, вере, которые отличают человека как живое существо от других существ и помогают в практике лечения.

Если ощущение бытия роднит человека и животное, то различие между ними Пирогов усматривает в том, что оно связано с его самосознанием, являющимся основой для веры. Животное же, ощущая свое бытие, не осознает этого ощущения, сливаясь с окружающим миром. «Веру, – пишет Пирогов, – я считаю такой психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животного»[12]. Не противопоставляя веру научному знанию, он отмечает, что если верховный разум Творца заблагорассудил «произвести человеческий род от обезьяны», то, несомненно, вера в человеке развилась постепенно, из грубых чувственных представлений, взятых им из окружающей природы. При этом Пирогов допускал возможность гипотезы о происхождении первобытного человеческого типа, теперь уже выродившегося, который принес с собой «все задатки высших способностей души, в том числе и веры»[13]. Проблему веры Пирогов рассматривает, переходя и к философской антропологии, о чем речь пойдет ниже, но она, как видим, присутствует и в его анализе места человека среди других живых существ, что скорее относится к медицинской антропологии.

В своих оценках мировоззренческих выводов из данных естественных наук, особенно касающихся природы и сущности человека, Н. И. Пирогов близок к позиции своего современника – русского религиозного мыслителя Н. Н. Страхова, который, будучи высокообразованным в области естественных наук, в том числе и биологии, в то же время выступал против «просвещенства» (введенный им термин), то есть против идолопоклонства перед ними. Это идолопоклонство Страхов связывает с бессердечием, отсутствием истинного добра, нравственной слепотой. Первоисточник духовного кризиса он связывал с «религиозной пустотой», воцаряющейся в обществе.

Близкую к этому оценку ситуации в современной ему науке дает и Пирогов. «Отвлеченное творчество, творческие план и мысль, предначертанная целесообразность типов в мироздании – все это ушло на задний план»[14], а то, что достигается искусством культиваторов пород и видов, то в природе пытаются объяснить случайным подбором особей, случайным стечением разных физических условий. Гениального хирурга как раз и не устраивает этот уход «на задний план» отвлеченного творческого начала в объяснении феномена жизни, человека, сознания.

Значительное место в работах Пирогова отведено проблемам телесности человека, к которой он подходит не только как врач, хирург, но и как организатор здравоохранения в стране. Медицину он рассматривает как такую прикладную науку, которая имеет «дело прямо со всеми атрибутами человеческой натуры (как своего собственного, так и другого чужого “Я”)», поэтому для нее, кроме научных сведений и опытности, необходимы «еще добросовестность, приобретаемая только трудным искусством самосознания, самообладания и знания человеческой натуры». Все это определяется громадной ответственностью перед обществом и перед самим собой, которую принимает на себя тот, кто получает, подчеркивает Пирогов, вместе «с дипломом врача некоторое право на жизнь и смерть другого»[15]. Врач обязан рассматривать человека как сложную многоуровневую систему, которая реагирует не только на внешние воздействия и которую нельзя уподоблять машине. «Кондильяк утверждал, – пишет Пирогов, – что человек без внешних чувств – статуя. Это неправда... Сознание в себе памяти, мысли, воображения, без сомнения, возбуждается и поддерживается внешними и органическими чувствами; но нет причины, мне кажется, отвергать возможность этого сознания и при отсутствии внешних и органических чувств»[16]. Также отвергает Пирогов и попытки рассматривать организм в качестве машины. «Напрасно говорят, – отмечает он, – что организм наш есть машина; наоборот, каждая придуманная нами машина есть не что другое, как сколок с существующих уже в природе и в нашем организме приборов и снарядов»[17], следовательно, речь идет о несравненно более высокой форме организации материи, а именно о биологической. Но и при этом необходимо иметь в виду, что человек – не просто биологическое существо. Поэтому рассмотрение телесности даже на уровне медицинской антропологии требует от врача более масштабного взгляда на человека, учитывающего особенности данного индивида, его личностные характеристики. В связи с этим Пирогов вводит понятие «индивидуализирование», которое обозначает «новую, еще не початую отрасль знания»[18]. Она, по мнению хирурга, может быть развита тогда, когда изучение «человеческих особей» настолько продвинется вперед, что каждую из них можно будет отнести к той или иной категории, а «свойства каждой категории противостоять внешним и органическим (внутренним) влияниям будут известны», – тогда и статистика в здравоохранении с ее цифровыми данными получит иное значение, при котором качественные характеристики станут определяющими.

Медицинская антропология конкретизирует общефилософский вопрос о том, что такое человек, придавая ему более частный характер: что есть человек в медицине? Здоровый? Больной? Каковы особенности его поведения, жизни? «Индивидуализирование» же, по Пирогову, как принципиально новый подход к человеку раздвигает рамки медицинской антропологии, предполагая более высокий уровень рассмотрения человека, то есть предполагает переход к философской антропологии. А это означает, что понимание телесности врачом сопряжено и с социальным аспектом; индивидуализирование требует углубленного понимания сознания человека, его духовности, в том числе и веры; становится необходимым анализ индивидуального бытия человека с точки зрения среды его жизни, воспитания и т. д. Примечательно, что этот переход от медицинской антропологии к обобщенной, философской Пирогов осуществляет органично, хотя целостной антропологической концепции он не разрабатывает.

В работах ученого можно выделить ряд «тем» такого перехода.

I. Как было отмечено, проблема телесности занимает значительное место в работах хирурга. Однако он затрагивает ее не только как теоретическую проблему медицины, но наполняет ее социальным смыслом, связывая с «общественным милосердием», которое «принадлежит к убеждениям новейшего времени, еще совсем не укоренившимся»[19]. И что еще более ценно – он придает этой проблеме практическое значение, а именно:

– как, сообразуясь с телесностью человека, решать вопросы организации его лечения;

– какие типы госпитальных сооружений наиболее оптимальны для массового лечения людей;

– какое значение имеет гигиена в жизни людей и в их лечении;

– как должна быть организована профилактика заболеваний.

Именно глубокое понимание и знание организма человека, его тела лежали в основе практической работы нашего гениального соотечественника, в том числе и в организации здравоохранения. Пирогов выступает против «скучивания больных в закрытых пространствах», к которым относит современные ему школы и больницы. «Как скоро, – пишет он, – целую массу человеческих организмов и личностей запирают в закрытые заведения – с целью ли научить, исправить или вылечить, – худая сторона органической и нравственной натуры человека не замедлит проявить себя прежде хорошей»[20]. В связи с этим он предлагал план совершенствования системы постройки госпиталей, считал необходимым увеличить расходы на административно-гигиенические меры для предотвращения болезней в массах, «скученных» в столицах и больших городах. Истинный прогресс медицины Пирогов видит в гигиене, в медицине предохранительной[21]. Под широко проводимыми гигиеническими мероприятиями он имел в виду и улучшение быта рабочего люда, выведение его из подвалов, землянок и кое-как сколоченных сараев.

II. Если проблемы телесности человека, его связи с животным миром Пирогов анализирует сначала как относящиеся к медицинской антропологии, то проблемы «пространства и времени человеческого быта и развития», «целостности человека и его противоречивости», «веры и человека», «человека и вселенной» трактуются им преимущественно в сфере философской антропологии, и из этой трактовки хирург Пирогов извлекает практически важные смыслы для лечебной деятельности.

Проблему пространства и времени, человеческого бытия и развития Пирогов рассматривает на примере своей жизни, показывая свой жизненный путь как цепь событий и как жизненный опыт переживания и осмысливания личностного бытия, как личностно организованное, созданное бытие. В изложении Пирогова (а ему посвящены многие страницы «Дневника старого врача») красота и радость повседневной жизни, ее осмысленность поднимаются на уровень мировоззренческой проблемы, отношение к которой выдающийся хирург выражает в духе оптимизма, жизнеутверждения, радости бытия.

Неизгладимость и яркость впечатлений бытия, которые Пирогов персонифицирует, он соотносит с памятью, вниманием и их ролью в духовной жизни и структуре личности. Память, как показывает ученый, отражает время как пространство человеческого развития, а оно в свою очередь представляется как самопознание, самоопределение во времени и самоосуществление.

В рассуждениях Пирогова о памяти, ее видах затронута проблема противоречивости человека, его неоднородности, которая связана с многомерностью, многокачественностью человека, а потому и с неизбежным самоанализом, «самоедством», по его словам. Человеческое бытие предстает как одновременное сосуществование, взаимодействие разных качеств человека.

В «Дневнике старого врача» достаточно четко обозначена проблема «двойника» как выражение противоречий в телесном и духовном пространстве человека. «Странно и непонятно, – пишет Пирогов, – свойство делиться нашего Я»[22]. Он усматривает его в единстве сознания и бессознательного или, как он подчеркивает, «вполне сознательного грамматического Я есмь» и «еще задолго ему предшествующего бессознательного мышления»; да и это «вполне сознательное мышление имеет свою бессознательную логику»[23]. Пирогов отчетливо обозначает проблему бессознательного как объект анализа, исследования. Он подчеркивает, что для точного решения вопроса о сознательности и бессознательности наших ощущений, мыслей и суждений необходимо умение превращать свое субъективное «Я» в объект постоянного и непрерывного наблюдения этого же самого субъекта им же самим. Имманентная сложность, дисгармоничность разных сторон человека, как показывает Пирогов, сообщает напряженность самому его существованию.

Однако эту амбивалентность человека Пирогов не считает таинственной и роковой, так как мир, в котором живут люди, противоречив и диалектичен по своему существу. «Понятие о беспредельном пространстве, – пишет ученый, – имеет свое отрицание в измеряемых и оформленных предметах, понятие о бесконечности времени отрицается часами и минутами; для жизни служит отрицанием смерть; даже для уяснения одного из свойств божеской натуры – добра – сделался необходимым дьявол»[24].

В связи с этим размышления Пирогова о противоречивости человека деятельны и конструктивны, потому что направлены на обретение человеком гармонии в нем самом, в его жизни, в его отношении к другим людям, окружающему миру. Не должны ли мы все стремиться к приведению нашей жизни в гармоническое целое, то есть к равномерному развитию разных сторон нашей умственной и духовной жизни? – задает вопрос Пирогов. Отвечая на него, он подчеркивает, что «такая высокая цель – не утопия. Напротив, утопия то, когда мы полагаем облагодетельствовать человеческое общество, ведя его по одному пути знания к неведомой и недостижимой цели»[25].

Большую роль в обретении этой гармонии Пирогов отводит вере. Для человека важно не только познание, понимание окружающего мира, в чем ему помогает наука, но и ответ на вопрос: как жить в этом мире? Как быть в нем? Как гармонизировать с ним свои отношения?

Пирогов не считал «двойственную бухгалтерию» (признание и науки, и веры) невозможной и абсурдной. Более того, он подчеркивал, что личность, имеющая таковую, «может быть в одно и то же время и человеком науки, и человеком веры, – и в вере, и в науке вполне искренним»[26]. Именно вера может помочь человеку ответить на эти вопросы, являясь существенной доминантой в организации духовного мира человека и последней, окончательной и главной, как подчеркивает Пирогов, ставкой человека: действительно, с чем он уходит в вечность и как воспринимает эту неизбежность?

Особенность рассуждений Пирогова о вере не только в их метафизическом смысле[27] и значении, но и в том, что он переводит их в практическую плоскость, обозначая тему «врач и вера», о чем и было упомянуто выше. Размышления Пирогова о благодати молитвы не могут быть объяснены только за счет признания его исключительно религиозным мыслителем, особенно когда он называет ее «целебным свойством». «Не безумно ли, не бесчеловечно ли, – пишет он, – отнимать у себя и у других ведомо целебное средство потому только, что оно не укладывается в рамки доктрины, еще далеко не раскрывает правды?»[28] Не отвергая точности и неоспоримости учения (в том числе и медицины), основанного на опыте, анализе ума, Пирогов подчеркивает в то же время, что мы не должны, посвящая себя этому учению, оставлять нетронутыми и неразвитыми другие потребности духа: они, попранные и пренебреженные, рано или поздно заявили бы о восстановлении своих прав. Следовательно, речь идет опять же о многогранности человеческой натуры, которая не может базироваться только на опыте или только на вере и быть объясненной с их помощью. В своих философско-антропологических воззрениях Пирогов предстает мыслителем более сложным, многосторонним, чем только как ученый или только как религиозный философ.

Философско-антропологические взгляды Пирогова включают сложную проблему «человек и вселенная», различные грани которой представлены в «Дневнике старого врача». Исходным пунктом рассмотрения этой проблемы выступает идея мирового мышления, развиваемая учеными. «Я, – пишет он, – все толкую в моем мировоззрении о мировой мысли. Да где же мировой мозг? Мысль без мозга и без слов! Разве это не абсурд в устах врача?» Развивая свою гипотезу о мировой мысли, Пирогов обращает внимание на ряд моментов.

1. Он считает, что в веществе действует жизненная сила, которая проявляется в мельчайших эфирных элементах вещества. Она приспосабливает все механические и химические процессы к выполнению определенных функций, поэтому жизнь – это осмысленная, безгранично действующая сила, которая управляет всеми свойствами вещества. Она непрерывно стремится к достижению известной цели, а именно – осуществлению и поддержке бытия. Проявление жизненной силы в веществе определяет всеобщую одушевленность природы – это пантеистическое воззрение, согласно которому мировая мысль главенствует над материей, не являясь ее специфической функцией.

2. Пирогов обращает внимание на то, что представление об общей мировой жизни не может быть у человека конкретным или чисто фактическим, но эта «жизнь существует, и мы существуем, мыслим и действуем в ее непостижимом для нас по своей громадности круговороте»[29]. Она располагает для своих проявлений громоздким веществом, и наши исследования частных ее проявлений делают наше представление о мировой жизни отрывочными, односторонними и даже ложными. Но даже в этих случаях мы, всегда и везде видящие и ощущающие границы пространства, начинаем помышлять о безграничном; не видя и не ощущая неизмеримого и безграничного, признаем фактически его существование. При этом одно неоспоримо для беспристрастного наблюдателя – это «целесообразность, причинность, план и мысль во всяком проявлении мировой жизни»[30].Оценивая эти идеи мыслителя, В. В. Зеньковский отмечает: «Это учение о мировой жизни по-новому осветило для Пирогова все темы познания, – и он приходит к учению о реальности “мирового мышления”»[31].

3. Пирогов соотносит «мозговой ум» человека с мировым мышлением, подчеркивая, что высшая мировая мысль избрала своим органом вселенную и, проникая и группируя атомы в известную форму, сделала мозг человека органом мышления. Как бы ни был настроен ум человека (эмпиризмом или идеализмом), говорил Пирогов, он не может не заметить присутствия мысли вне себя, как не может не убедиться в присутствии вещества в нашем организме и вне его.

Мысль человека является действительно только индивидуальной, и именно потому, по Пирогову, она – мозговая, органическая. А другая мысль, проявляющаяся в жизненном начале всей вселенной, именно потому, что она мировая, не может быть органической. Ей, этой неорганической и неограниченной мысли, присущи высшие цели творчества[32].

Эти положения В. В. Зеньковский характеризует как «новую метафизику, построенную Пироговым», в которой учение о мировом мышлении становится исходным пунктом мировоззрения ученого, а над мировым мышлением он признает Абсолют, верховную волю Творца (Бога).

По сути антропология Пирогова, введенное им понятие «индивидуализирование», является разновидностью философской психологии, которая в XIX в. была составной частью общей для философии и психологии «науки о духе».

Между тем Л. В. Шапошникова в противоположность этому пытается представить Н. И. Пирогова в качестве ученого-мистика, чьи мысли о человеке сводятся к признанию «загробной жизни» как области подлинного существования человека, где царствует некая «тонкая материя», которую якобы «интуитивно почувствовал» Пирогов. Русский хирург, по словам Шапошниковой, «сумел интуитивно почувствовать эту разницу (между «плотной» и «тонкой» материей. – О. Д.) и понять главное – в мире плотном нет возможности установить непреходящую Истину»[33]. Однако никакого учения о «тонком мире, где эманации плотной материи, обычно затрудняющие познание, отсутствуют»[34], у Пирогова не обнаружено.

В заключение следует отметить:

1. Антропологические идеи Пирогова интересны и глубоки, хотя и не представляют собой цельной системы. К вопросам философской антропологии он подходит с позиции медицинской антропологии, обогащая и соединяя естественно-научные наблюдения метафизическими выводами.

2. Естественно-научная медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ, изучает его телесную организацию посредством анатомии, физиологии, и для хирурга Пирогова близость к ней естественна и правомерна.

3. Вместе с тем в центре мировоззренческих размышлений Пирогова всегда стоит человек как личность, поэтому его антропологические идеи выходят за рамки только их естественно-научного выражения, поднимаясь на уровень философской антропологии, приобретая мировоззренческий характер и смысл в решении целого ряда проблем – «пространство и время человеческого бытия и развития»; «целостность человека и его противоречивость»; «вера и человек»; «человек и вселенная».


[1] Элен, П. «Стертый горизонт» (Ф. Ницше) // Разум и экзистенциальный анализ научных и ненаучных форм мышления / под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. – СПб., 1999. – С. 327–328.

[2] Теургический (греч. Theos и ergon – благоденствие).

[3] Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24–28 мая 2005 г.). – М., 2005. – Т. 4. – С. 712.

[4] Ясперс, К. Общая психопатология. – М., 1997. – С. 903.

[5] Юдин, Б. Г. Многомерный образ человека. На пути к созданию единой науки о человеке. – М., 2007. – С. 105.

[6] Пирогов, Н. И. Собр. соч.: в 8 т. – М., 1962. – Т. 8. – С. 93.

[8] Там же. – С. 166.

[9] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 167.

[10] Там же. – С. 102.

[12] Там же. – С. 171–172.

[14] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 167.

[15] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 318.

[16] Там же. – С. 107.

[17] Там же. – С. 86.

[18] Там же. – С. 320.

[19] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 11.

[20] Там же. – С. 12.

[21] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 5. – С. 20.

[22] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 124.

[23] Там же. – С. 82.

[24] Там же. – С. 99.

[25] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 229–230.

[26] Там же. – С. 173.

[27] С. А. Нижников (Метафизика веры в русской философии. – М., 2001) отмечает плеяду отечественных мыслителей, начиная с Г. Сковороды, славянофилов, Ф. М. Достоевского, Вл. Соловьева, причастных к построению метафизики веры. Вряд ли можно ошибиться, сказав, что Н. И. Пирогов находится в этом ряду.

[28] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 189.

[29] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 88.

[30] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 88.

[31] Зеньковский, В. В. История русской философии. – Л., 1991. – Т. 1. – С. 188.

[32] Пирогов, Н. И. Указ. соч. – Т. 8. – С. 97.

[33] Шапошникова, Л. В. Великое путешествие. – М., 2005. – Кн. 3. – С. 17.

Этнография и получение антропологических знаний

Описание

Профессор Николас Петерсон - центральная фигура в антропологии аборигенов Австралии. Этот том посвящен его антропологическим работам, его приверженности этнографическим полевым исследованиям как источнику знаний, его образцовому наставничеству поколений молодых ученых и его щедрости в содействии прогрессу других. Разнообразная коллекция, созданная бывшими студентами, нынешними коллегами и давними коллегами, дает размышления о его наследии, а также свежие антропологические открытия из Австралии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.Вдохновленные работами Николаса Петерсона по аборигенам Австралии и его обширным вкладом в антропологию на протяжении нескольких десятилетий, авторы этого тома отмечают разнообразие его этнографических интересов. Отдельные главы обращаются, пересматривают, расширяют и этнографически пересматривают его работы о ритуалах, материальной культуре, моральном домашнем хозяйстве, земле и экологии. В томе также отдается дань способности Николаса Петерсона проводить целенаправленные исследования с долгосрочным воздействием, о чем свидетельствует серия статей, посвященных его работе по разделению спроса и прикладной политике.

PDF-разделы

Этнография и получение антропологических знаний »

Пожалуйста, прочтите Условия использования перед загрузкой форматов.

Если ваш веб-браузер не открывает эти файлы автоматически, загрузите приложение для чтения PDF, например, бесплатное приложение Adobe Acrobat Reader.

Чтобы скопировать ссылку DOI главы, щелкните правой кнопкой мыши (на ПК) или нажмите Ctrl + щелчок (на Mac), а затем выберите «Копировать расположение ссылки».

  1. Дар Ника: превращение этнографических данных в знания (PDF, 210 КБ) - Ясмин Мушарбаш doi

Часть I.Ритуал, материальная культура, земля и экология

  1. Разделение атома родства: на пути к пониманию символической экономики церемонии огня Варлпири (PDF, 421KB) - Джон Мортон doi
  2. «Расширяющееся владение» ритуалов инициации Варлпири (PDF, 333 КБ) - Джорджия Курран doi
  3. Кому принадлежит «деаборигенное» прошлое? Этнография встречается с фотографией: пример пятидесятничества Бунджалунг (PDF, 2,0 МБ) - Акико Оно doi
  4. Thomson’s Spears: инновации и изменения в технологии снарядов на востоке Арнемленда (PDF, 1.2 МБ) - Гарри Аллен doi
  5. Nothing Ever Changes »: Историческая экология, причинно-следственные связи и изменение климата в Арнемленде, Австралия (PDF, 422KB) - Marcus Barber doi
  6. Язык собственности: Анализ отношений йолнгу со страной (PDF, 687KB) - Ian Keen doi

Часть II. Разделение спроса, моральная внутренняя экономика, политика и прикладная антропология

  1. От прикладной антропологии к антропологии взаимодействия: японская антропология и австралийские исследования (PDF, 430 КБ) - Сатико Кубота doi
  2. Развитие сообщества как фантастика? Пример современного общества маори (PDF, 611KB) - Toon van Meijl doi
  3. Давайте или возьмем: сравнительный анализ распределения спроса среди менрак и семай в Малайзии (PDF, 582 КБ) - Альберто Гомес doi
  4. Владение своим народом: поддержание родства и идентичности в сообществе аборигенов Южного побережья (PDF, 805 КБ) - Натали Квок doi
  5. Распределение спроса, питание и здоровье Варлпири: Социальные и экономические стратегии выбора продуктов питания (PDF, 667 КБ) - Эйрик Саэтре doi
  6. Генеалогия «разделения спроса»: от чистой антропологии к государственной политике (PDF, 784 КБ) - Джон Альтман doi
  7. Политическая алхимия и магическое преобразование аборигенного общества (PDF, 883 КБ) - Дэвид Ф.Мартин doi
,

Что я могу делать со степенью антропологии?

Диплом по антропологии охватывает культурное и биологическое разнообразие людей. Широкая дисциплина, которую вы приобретете, изучая как естественные, так и гуманитарные науки, может привести к разным карьерам

Варианты работы

Вакансии, напрямую связанные с вашей степенью, включают:

Вакансии, в которых ваша степень будет полезна, включают:

Помните, что многие работодатели принимают заявки от выпускников с любой степенью, поэтому не ограничивайте свое мышление вакансиями, перечисленными здесь.

Потратьте несколько минут, чтобы ответить на викторину о подборе вакансий и выяснить, какая карьера вам подойдет.

Попробуйте подобрать работу

Опыт работы

Получение опыта работы жизненно важно при начале большинства карьеры и свидетельствует о приверженности будущему работодателю. Используйте проактивный подход и найдите возможности, в которых вы сможете развить желаемый диапазон навыков, таких как общение, планирование и управление проектами.

Ищите возможности, относящиеся к области, в которой вы хотите работать.Например, если вы хотите заниматься благотворительностью или международной помощью, у вас есть много возможностей поработать волонтером за границей во время летних каникул.

Участие в студенческом обществе может помочь вам развить соответствующие навыки и опыт, например, в рекламе, проведении кампаний и публичных выступлениях.

Попробуйте обратиться в офисы местного совета или в музеи и галереи для получения информации о деятельности по проекту и спросите, нужны ли им волонтеры для помощи в организации или проведении мероприятий.

Найдите места для работы и узнайте больше об опыте работы и стажировках.

Типичные работодатели

Лишь небольшая часть выпускников становится антропологами в качестве ученых или исследователей. Некоторые выбирают карьеру, основанную непосредственно на антропологии, включая социальную политику и обучение, агентства развития / зарубежные агентства и работу в неправительственных организациях (НПО).

Большая часть выпускников антропологии работает в государственном и некоммерческом секторах, во всех отраслях государственной службы, в местных органах власти, благотворительных организациях, центральных правительственных органах, университетах, международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), музеи и общественные организации.

Выпускники антропологии также занимаются:

  • рекламе
  • сохранением
  • здравоохранением и социальной работой
  • управлением наследием
  • музеями
  • продажами и маркетингом.

Найдите информацию о работодателях в сфере благотворительности и волонтерства, маркетинга, рекламы и PR, а также в других сферах занятости.

Навыки для вашего резюме

Помимо знаний в области антропологии, ваша степень дает вам общие навыки, в том числе:

  • письменное общение
  • аналитические и критические навыки
  • способность собирать, оценивать и интерпретировать данные
  • устно коммуникативные навыки и навыки презентации
  • управление временем
  • навыки обсуждения и групповой работы
  • статистические и вычислительные техники
  • ясное, логическое и независимое мышление
  • организация и планирование
  • решение проблем
  • умение создавать аргументы.

Вы также можете предложить предметные знания, включая такие темы, как генетические и биологические черты, глобализация и общество, понимание того, как функционируют культуры и их общие черты, а также важность языка и власти.

Дальнейшее обучение

Курсы, выбранные недавними выпускниками, включают:

  • криминологию
  • исследования развития
  • экологическая антропология
  • производственные отношения
  • журналистика
  • право
  • маркетинг
  • общественное здравоохранение
  • обучение
  • молодежь и общество работай.

Некоторые студенты получают степень магистра и специализируются в антропологической области, такой как визуальная или медицинская антропология, в то время как другие изучают смежные дисциплины, такие как общественное здоровье, социология, методы социальных исследований, политика, география человека и экономика.

Профессиональные курсы, такие как музейная этнография, консультирование, здравоохранение и социальная работа, также изучаются выпускниками антропологии.

Чтобы найти интересующий вас курс, выполните поиск в аспирантуре по антропологии.

Чем занимаются выпускники антропологии?

Роли, которые могут выполнять выпускники антропологии, включают младших специалистов по социальному обеспечению и жилью, а также специалистов по администрированию или маркетингу. Пятая часть выпускников продолжает обучение на дневном или заочном отделении.

Место назначения Процент
Занятые 61,1
Дальнейшее обучение 20
Работа и учёба .9
Безработные 6,7
Прочие 5,3
Направления для выпускников антропологии
Тип работы 129
Юридические, социальные и социальные 14
Техники и другие специалисты 11,3
Секретарские и числовые служащие 11.1
Другое 44,9
Типы работ, заявленных в Великобритании

Узнайте, чем занимаются другие выпускники через шесть месяцев после получения степени. Чем занимаются выпускники?

Данные о направлениях для выпускников из Агентства статистики высшего образования.

Написано редакторами AGCAS

Октябрь 2018

© Copyright AGCAS & Graduate Prospects Ltd · Заявление об ограничении ответственности

Вам также может понравиться…

Профиль Uni

Международная школа менеджмента в Париже

3 Просмотреть профиль Uni

Международная школа гостиничного менеджмента Les Roches - Швейцария

Просмотреть профиль Health & Safety Executive

вакансии выпускника

Ученые-регуляторы

  • Управление по охране здоровья и безопасности
  • £ 24 501- 27 000 фунтов стерлингов
  • Bootle, York
Просмотреть вакансию GB Liners Ltd

работа выпускника

Менеджмент Стажер

  • GB Liners Ltd
  • Конкурентоспособная зарплата
  • Разные предприятия
Просмотреть вакансию ,
антропология | Определение, ветви, история и факты Попытка определить масштабы гуманитарных наук от зарождения человечества до моста Золотые Ворота Переданный Клифтоном Фадиманом, это видео 1959 года обсуждает зарождение и развитие записанной истории и поиски человечества смысл жизни. Это продукт Образовательной корпорации Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica, Inc. Смотрите все видео к этой статье

Антропология , «наука о человечестве», изучающая людей в различных аспектах, от биологии и эволюционной истории Homo sapiens до особенностей общества и культуры которые решительно отличают людей от других видов животных.Из-за разнообразия предмета, который она охватывает, антропология стала, особенно с середины 20-го века, собранием более специализированных областей. Физическая антропология - это отрасль, которая концентрируется на биологии и эволюции человечества. Более подробно это обсуждается в статье эволюция человека. Отрасли, изучающие социальные и культурные конструкции человеческих групп, по-разному признаются как принадлежащие к культурной антропологии (или этнологии), социальной антропологии, лингвистической антропологии и психологической антропологии ( см. Ниже ).Археология ( см. Ниже ), как метод исследования доисторических культур, была неотъемлемой частью антропологии с тех пор, как во второй половине XIX века она стала самостоятельной дисциплиной. (Для более подробного изучения истории археологии, см. археология.)

Обзор

На протяжении всего своего существования как академической дисциплины антропология находилась на стыке естественных и гуманитарных наук. Биологическая эволюция Homo sapiens и эволюция способности к культуре, которая отличает людей от всех других видов, неотличимы друг от друга.В то время как эволюция человеческого вида является биологическим развитием, подобно процессам, породившим другие виды, историческое проявление способности к культуре инициирует качественный отход от других форм адаптации, основанный на необычайно изменчивой креативности, напрямую не связанной с выживание и экологическая адаптация. Таким образом, исторические закономерности и процессы, связанные с культурой как средой для роста и изменений, а также с диверсификацией и конвергенцией культур на протяжении истории, являются основными направлениями антропологических исследований.

В середине 20 века отдельными областями исследований, которые разделили антропологов по специальностям, были (1) физическая антропология, подчеркивающая биологический процесс и одаренность, которые отличают Homo sapiens от других видов, (2) археология, основанная на физические пережитки прошлых культур и прежние условия современных культур, обычно обнаруживаемые в земле, (3) лингвистическая антропология, подчеркивающая уникальную человеческую способность общаться с помощью членораздельной речи и различных языков человечества, и (4) социальные и / или культурная антропология, подчеркивающая культурные системы, которые отличают человеческие общества друг от друга, и модели социальной организации, связанные с этими системами.К середине 20-го века многие американские университеты также включили (5) психологическую антропологию, подчеркивая взаимосвязь между культурой, социальной структурой и человеком как личностью.

Представление о культуре как целостном образе жизни или системе значений человеческого сообщества до второй половины 20 века было особой идеей, которую разделяли в основном антропологи. Однако к началу 21 века это стало обычным явлением. Изучение антропологии как академического предмета неуклонно расширялось в течение этих 50 лет, и вместе с ним увеличивалось число профессиональных антропологов.Размах и специфика антропологических исследований и участие антропологов в работе вне академической жизни также выросли, что привело к существованию многих специализированных областей в рамках дисциплины. Теоретическое разнообразие было характерной чертой антропологии с момента ее зарождения, и, хотя концепция этой дисциплины как «науки о человеке» сохранилась, некоторые антропологи сейчас задаются вопросом, можно ли преодолеть разрыв между естественными и гуманитарными науками.Другие утверждают, что новые интегративные подходы к сложностям человека и становления появятся в новых подполях, касающихся таких предметов, как здоровье и болезнь, экология и окружающая среда, а также других областей человеческой жизни, которые нелегко поддаются разграничению между «природой». и «культура» или «тело» и «разум».

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

В 1950 году антропология была учреждена - по историческим и экономическим причинам - как дисциплина, в основном распространенная в Западной Европе и Северной Америке.Полевые исследования были признаны визитной карточкой всех разделов антропологии. В то время как некоторые антропологи изучали «народные» традиции в Европе и Америке, большинство из них были озабочены документированием того, как люди жили в непромышленных условиях за пределами этих территорий. Эти тонко детальные исследования повседневной жизни людей в широком диапазоне социальных, культурных, исторических и материальных обстоятельств были одними из основных достижений антропологов во второй половине 20 века.

Начиная с 1930-х годов, и особенно в период после Второй мировой войны, антропология утвердилась в ряде стран за пределами Западной Европы и Северной Америки.Очень влиятельные работы в области антропологии возникли в Японии, Индии, Китае, Мексике, Бразилии, Перу, Южной Африке, Нигерии и некоторых других странах Азии, Латинской Америки и Африки. Мировой охват антропологии вместе с резким расширением социальных и культурных явлений, выходящих за пределы национальных и культурных границ, привели к сдвигу в антропологической работе в Северной Америке и Европе. Исследования западных антропологов все больше сосредотачиваются на их собственных обществах, и были некоторые исследования западных обществ незападными антропологами.К концу 20-го века антропология начала трансформироваться из западного - и, как некоторые говорили, «колониального» - научного предприятия в такое, в котором западные взгляды регулярно подвергаются сомнению со стороны незападных.

Ральф В. Николас.

Смотрите также