На свадьбе императрицы анны иоанновны подали пирог начиненный


Пять любимых забав императрицы Анны Иоанновны

Племянница Петра I правила Российской Империей 10 лет. Нрав имела суровый. Но и повеселиться любила. Мы вспомнили пять любимых развлечений монархини.

1. ПЫШНЫЕ ГУЛЯНКИ

На пиры при дворе Анна Иоановна не скупилась. Однако в отличие от предшественников и потомков гулянки в большинстве своем устраивала безалкогольные. Сама пила очень мало, так как на следующий день ей бывало очень плохо даже от небольших доз спиртного. И пьяниц ох как не любила. Ее покойный муж, герцог Курляндский, был беспробудным выпивохой и умер через два с небольшим месяца после свадьбы от перепоя по пути в Петербург. Исключение императрица делала только на праздновании годовщин собственного восшествия на престол. В этот день все поздравлявшие Анну Иоановну должны были стать на колено и осушить до дна огромный бокал венгерского вина.

Корона императрицы Анны Иоанновны украшали полторы тысячи алмазов, рубины, турмалины. Особенно хорош венчающий турмалин весом в 100 граммовФото: Евгения ГУСЕВА

2. РЯДИЛА КНЯЗЕЙ В ШУТОВ

Императрица обожала шутов и карликов. Их при ее дворе было шестеро. Трое - разжалованные аристократы. Князей Михаила Голицына и Никиту Волконского, а также графа Алексея Апраксина заставляла кривляться, садиться друг на друга верхом и бить кулаками до крови. Изображать кур-наседок и кудахтать.

Валерий Якоби, «Ледяной дом», 1878

В последний год царствования устроила свадьбу шутов - 50-летнего князя Голицына и уродливой калмычки Анны Бужениновой, получившей фамилию в честь любимого блюда императрицы. Дело было зимой. На Неве выстроили ледяной Дом, в котором все - стены, двери, окна, мебель, посуда - было изо льда. Здесь и справляли свадебное торжество. Горело множество свечей в ледяных подсвечниках, и даже брачное ложе для «молодых» было устроено на ледяной кровати.

3. ОРГАНИЗОВАЛА ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР

Кадр из фильма «Виват, Анна!» (2008 год) Светланы Дружининой из сериала «Тайны дворцовых переворотов»

На празднества по случаю коронации Анны Иоанновны польский король Август II прислал из Дрездена несколько итальянских певцов, комедиантов и музыкантов. Ей так понравилось, что она решила: надо организовать свою собственную труппу. В 1735 году таковая была выписана из Италии. С того момента представления шли дважды в неделю, драматические спектакли чередовались с балетом.

В некоторых спектаклях были задействованы воспитанники кадетского корпуса, обучавшиеся под руководством французского учителя танцев Ланде. Немного позже появилась и оперная труппа, по документам называвшаяся «итальянской компанией». Анна Иоанновна не знала итальянского языка, и поэт Тредьяковский переводил для нее тексты. Государыня смотрела спектакли, читая по ходу действия либретто. Это была по сути первая по времени профессиональная придворная труппа в Санкт-Петербурге. До того театры были в Москве.

Племянница Петра I правила Российской Империей 10 лет

4. МЕТКО СТРЕЛЯЛА ПО ВОРОНАМ

Императрица очень хорошо стреляла из лука, что было достаточно необычно для русской женщины того времени. На территории ее летнего дворца были установлены мишени, по которым она палила. А из окна своего кабинета царица метко попадала из ружья по пролетавшим мимо воронам.

5. «НУ, ДЕВКИ, ПОЙТЕ!»

Монархиня достаточно жестоко обращалась со своими фрейлинами. Как пишет историк С. Н. Шубинский, Анна по ночам «отворяла к ним дверь: «Ну, девки, пойте!». И девки пели до тех пор, пока государыня не командовала: «Довольно!». Главные фрейлины Анны — Аграфена Александровна Щербатова и Анна Федоровна Юшкова — развлекали гостью. Особенно ценила Анна графиню Авдотью Чернышову за то, что та мастерски рассказывала городские сплетни и анекдоты. Иногда требовала к себе гвардейских солдат с их женами и приказывала плясать по-русски и водить хороводы, в которых заставляла принимать участие присутствовавших вельмож.

Анна Иоанновна (Инна Чурикова) и Бирон (Александр Лазарев-младший). Фото: кадр из фильма «Виват, Анна!»

КСТАТИ

Время ее правления назвали по имени фаворита

Анна Иоанновна - четвёртая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Овдовевшая через 2,5 месяца после свадьбы, Анна была отправлена Петром I в Курляндию.

После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом как монарх с полномочиями, ограниченными в пользу аристократов - «верховников», но при поддержке дворян восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.

Свадьба шутов в Ледяном доме. Как Анна Иоанновна эпатировала общественность | История | Общество

В феврале 1740 года русская императрица Анна Иоанновна провела свадебные торжества, которые стали символом её десятилетнего правления.

***

Чудо для бедной вдовы

Российская империя после смерти Петра I вошла в период, названный историками «эпоха дворцовых переворотов». Династический кризис, виновником которого отчасти являлся и сам первый русский император, привёл к тому, что в 1730 году на русский престол взошла Анна Иоанновна — племянница Петра Великого, дочь его брата и соправителя Ивана V.

Десятилетнюю эпоху правления Анны Иоанновны мало кто описывает в превосходных тонах. Действительно, этот период никак нельзя назвать расцветом государства Российского.

На то было много причин, среди которых главной представляется совершенная неготовность Анны Иоанновны к государственному правлению.

Анну Иоанновну выдали замуж 17 лет от роду за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Семейная жизнь попросту не успела сложиться — супруг умер меньше, чем через три месяца после заключения брака.

Несмотря на это, Пётр I отправил вдовствующую герцогиню жить во владения покойного мужа, в Курляндию. Местное дворянство герцогиню не жаловало, и жила Анна Иоанновна в весьма незавидных условиях, никак не соответствовавших её происхождению.

Поэтому, когда после 20 лет подобной жизни Анна Иоанновна узнала, что ей предлагают ни много ни мало корону русской императрицы, для неё это было настоящим чудом.

Гуляй, шальная императрица…

Вот только вдовствующая герцогиня Курляндская никаким чудом не могла превратиться в мудрого и дальновидного политика, способного двигать вперёд государство.

Государственная политика в этот период определялась теми придворными партиями, которые сумели опередить конкурентов в борьбе за влияние на императрицу.

Среди наиболее влиятельных деятелей той эпохи был фаворит Анны Иоанновны, курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, благодаря чему сама эпоха получила название «бироновщины».

Сама Анна Иоанновна, выбравшись из курляндской нищеты, вела себя, как настоящий нувориш. Казённые деньги текли рекой на всевозможные увеселительные мероприятия и содержание двора, который в её правление вырос в несколько раз.

Особую страсть императрица питала к всевозможным карликам и горбунам, которые формировали штат её придворных шутов. Это увлечение многим казалось довольно странным, но спорить с Анной Иоанновной, разумеется, никто не решался.

Любимицей императрицы была шутиха-калмычка Авдотья Ивановна. Симпатизировала ей Анна Иоанновна, как считается, из-за чрезвычайно непрезентабельной внешности шутихи, на фоне которой сама императрица, не блиставшая красотой, смотрелась выигрышно.

Как-то в конце 1739 года Анна Иоанновна обратила внимание, что Авдотья Ивановна Буженинова (фамилию шутихе дала императрица в честь любимого блюда калмычки) загрустила. Поинтересовавшись, в чём дело, она узнала, что Авдотья Ивановна мечтает о замужестве. Калмычке в это время было около 30 лет, что по меркам XVIII века считалось возрастом весьма солидным.

Анна Иоанновна загорелась идеей выдать замуж любимицу и устроить по этому случаю грандиозное веселье.

По прозвищу «Квасник»

Жениха императрица нашла быстро — на эту роль определили ещё одного придворного шута, Михаила Алексеевича Квасника.

В отличие от калмычки Бужениновой, Квасник был родовитым дворянином, угодившим в страшную опалу.

Михаил Алексеевич принадлежал к старшей ветви рода князей Голицыных, приходясь внуком Василию Голицыну, фавориту царевны Софьи. После поражения Софьи в борьбе за власть двухлетний Михаил Голицын вместе с дедом и отцом оказался в ссылке, из которой смог вернуться лишь после смерти Голицына-старшего в 1714 году.

После этого, казалось, жизнь Михаила Голицына пошла на лад. Он был послан Петром I учиться за границу, в Сорбонну. По возвращении поступил на военную службу, которую закончил в чине майора.

В 1729 году, после смерти первой супруги, Михаил Голицын уезжает за границу, оставив в России двоих детей. Там он женится вторично и принимает католичество.

К смене веры Голицын отнёсся весьма легкомысленно, и в 1732 году с новой семьёй без опаски вернулся в Россию. Знакомые, узнав о переходе Михаила Голицына в католичество, приходили в ужас — новая императрица Анна Иоанновна считала подобное вероотступничество тяжелейшим преступлением. Михаилу Голицыну знакомые посоветовали «не высовываться», что он и сделал, тайно поселившись в московской Немецкой слободе.

Но мир не без «добрых людей» — на Михаила Голицына донесли, и вскоре он предстал перед судом разгневанной Анны Иоанновны.

Выбор у князя Голицына был невелик — плаха или бесчестье. Михаил Алексеевич выбрал бесчестье. Жену-католичку отправили в ссылку, а его самого, вновь крестив в православие, определили на роль придворного шута.

Голицын стал шестым шутом Анны Иоанновны и, как и другие пять, имел персональное лукошко, в котором должен был высиживать яйца. Во время пиров ему предписывалось разливать и подавать гостям квас, откуда и появилось его новое прозвище-фамилия — Квасник.

 

Дом, где соединяются сердца

Морально сломленный и раздавленный Квасник, который, по мнению некоторых современников, от всего с ним происшедшего подвинулся рассудком, разумеется, противиться женитьбе на «девице Бужениновой» никак не мог.

Императрица взялась за дело с размахом, создав специальную «Маскарадную комиссию», которой предстояло готовить торжества. На свадьбу приказано было денег не жалеть.

Решено было устроить торжества в специально построенном Ледяном доме, похожем на те, что возводились ещё при Петре Великом, но со значительно большим размахом. Замыслу способствовала погода — зима 1739/40 годов была очень суровой, температура постоянно держалась ниже 30 градусов мороза.

Место для дома выбрали на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом, примерно на месте современного Дворцового моста.

Лёд разрезали на большие плиты, укладывали их одну на другую и поливали водой, которая тотчас же замерзала, накрепко спаивая отдельные блоки.

Фасад дома имел длину около 16 метров, ширину 5 метров и высоту около 6 метров. Вокруг всей крыши тянулась галерея, украшенная статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две половины. В каждой было по две комнаты: одна — гостиная и буфет, другая — туалет и спальня. Перед домом были выставлены шесть ледяных пушек и две мортиры, которые могли производить самые настоящие выстрелы. У ворот установили двух ледяных дельфинов, выбрасывавших из челюстей горящую нефть. На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ветках сидели ледяные птицы. По обеим сторонам дома возвышались ледяные пирамиды, внутри которых висели большие восьмиугольные фонари.

Суперпроект XVIII века

По правую сторону дома стоял в натуральную величину ледяной слон с ледяным персиянином наверху. Около слона стояли две ледяные персиянки. По воспоминаниям очевидцев, днём слон пускал четырёхметровые струи воды, а по ночам — аналогичные струи горящей нефти. Некоторые утверждали, что слон иногда «выдавал» и спиртное.

В самом Ледяном доме в одной из комнат стояли два ледяных зеркала, туалетный стол, несколько подсвечников, большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате были ледяной стол, два дивана, два кресла и резной буфет с посудой. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, а на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи были сделаны изо льда и выкрашены красками. Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели. Кроме того, при Ледяном доме была даже ледяная баня, которая тоже функционировала.

Проект Ледяного дома, если отвлечься от того, для чего он был построен, действительно был уникальным. Чтобы воплотить затею Анны Иоанновны в жизнь, учёным и инженерам того времени пришлось находить совершенно уникальные решения.

Проектированием и строительством Ледяного дома непосредственно руководили архитектор Пётр Михайлович Еропкин, создатель первого генерального плана Петербурга, и академик Георг Вольфганг Крафт, физик и математик, обеспечивавший всю научную часть проекта.

 

Брачная ночь на ледяной постели

Но и этого Анне Иоанновне показалось мало. К торжеству было приказано привести по два представителя всех племён и народов, проживавших в России, в национальных одеждах и с национальными инструментами. Таких к началу февраля 1740 года в Петербурге собралось 300 человек.

Сами торжества состоялись в феврале 1740 года. Чаще всего называют дату 6 февраля, хотя иногда говорят о 12 февраля или о других днях.

Во главе «свадебного поезда» ехали молодожёны, размещённые в железной клетке, поставленной на слона. Вслед за ними ехали представители малых и больших народностей России, кто на верблюдах, кто на оленях, кто на волах, а кто-то и на собаках…

После венчания в церкви состоялось пиршество и танцы. Анна Иоанновна пребывала в отличном расположении духа, довольная реализацией собственной задумки.

После бала Квасника и Буженинову отвезли в Ледяной дом и после церемоний уложили на ледяную постель, приставив караул, дабы новобрачные до утра не вздумали сбежать со своего роскошного ложа. А повод сбежать был — мало кому захочется провести ночь, лёжа на куске льда в сорокаградусный мороз, от которого не спасают никакие горящие ледяные поленья.

Утром полуживых шутов наконец выпустили из дома, который вполне мог стать для них склепом.

 

«Хватит это терпеть!»

На Руси испокон веков любили гулять с размахом, не считая средств, чем частенько удивляли иностранцев. Однако «свадьба в Ледяном доме» на сей раз поразила не только иностранцев, но и самих россиян. Затрата столь громадных средств и усилий на столь ничтожную цель возмутила многих. Затею Анны Иоанновны называли «позорищем», а издевательство над Квасником и Бужениновой сочли унизительным даже по меркам того далеко не нежного времени.

Разумеется, это глухое роптание мало волновало Анну Иоанновну, но вышло так, что «шутовская свадьба» стала последним заметным событием её правления.

Ледяной дом, благодаря морозам, простоял до конца марта 1740 года, а затем начал постепенно таять и исчез естественным путём в апреле.

В октябре 1740 года Анна Иоанновна скончалась, назначив преемником Иоанна Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны.

Анна Леопольдовна, ставшая регентом при малолетнем сыне, была вместе с ним свергнута в результате очередного дворцового переворота, однако за время своего нахождения у власти успела сделать большое дело — упразднила штат придворных шутов.

В. Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны. Источник: Public Domain

Отставной шут дожил почти до 90

Михаилу Алексеевичу Голицыну вернули часть ранее изъятого имущества и позволили удалиться в принадлежащее ему московское имение — вместе с законной супругой Авдотьей Ивановной, брак с которой никто не отменял.

Авдотья Буженинова умерла два года спустя, родив мужу двоих сыновей — Алексея и Андрея, которые носили законный титул князей Голицыных. Если Алексей остался холостым, то Андрей Михайлович Голицын, на военной службе, как и отец, дослужившийся до чина майора, женился на Анне Фёдоровне Хитрово и произвёл на свет многочисленное потомство.

Но самое поразительное, что и сам Михаил Алексеевич Голицын после смерти жены-шутихи женился в четвёртый раз, и в этом браке у него родились ещё три дочери.

 

Умер бывший Квасник в возрасте 87 лет, более чем за три десятилетия жизни после окончания своего шутовства совершенно оправившись от пережитого и пребывая, по уверениям современников, в трезвом уме и здравой памяти…

Анна Иоанновна (7 февраля 1693 г. - 28 января 1740 г.), российская императрица

Задний план

Родившись в Москве 29 января 1693 года, Анна была дочерью Ивана V, российского царя, со своим сводным братом Петром I. После смерти отца в 1696 году она, ее мать и сестры стали зависимыми от царя Петра I.

образование

Ее образование состояло из французских, немецких, религиозных текстов и фольклора, с добавлением музыки и танцев.

Карьера

Царь приказал ей, как вдове герцога, поселиться в Митау, столице Курляндии, рассчитывая, что она усилит русское влияние в герцогстве. Эта договоренность была быстро нарушена враждебной политической группировкой в ​​Курляндии, которая вынудила Анну покинуть Митау; она была вынуждена сделать свой дом в Данциге. В 1717 году ей было разрешено вернуться в Митау, где она оставалась де-факто правителем Курляндии 13 лет.В течение этого периода она получала небольшое внимание от своей родины и не уделяла особого внимания, когда после смерти ее дяди Петра I русский престол занял сначала его жена, как Екатерина I, затем его внук, как Петр II.

Опыт Анны в Курляндии имел важные последствия для ее дальнейшей карьеры: ее уважение к немецкоязычному правящему классу заставило ее казаться более неравнодушной к немцам, чем она была на самом деле; ее годы существования на ничтожном пособии углубили ее стремление к роскоши; повсеместные политические интриги, с которыми она сталкивалась, усиливали ее недоверчивый характер; и одинокая жизнь привела ее к формированию привязанности к ее секретарше, амбициозному Иоганну Эрнсту Бирону, от которого она стала чрезмерно зависимой.

Когда Петр II, последний мужчина Романовых в порядке наследования, умер, не предусмотрев права на преемника, Высший тайный совет, небольшой орган, осуществляющий доминирующую власть в российском правительстве, считал Анну Романовым, которая, скорее всего, будет подана. к их предложениям. Соответственно, они сообщили ей, что престол будет ее, если она согласится на определенные условия, которые фактически передадут власть от правителя Совету. Она согласилась с условиями и вернулась в Россию в феврале 1730 года.Однако после того, как она стала императрицей, она быстро дезавуировала условия.

Во время ее правления Анна была в целом низко оценена. Она продолжала увлекаться Бироном, которого она установила в своем дворце, осыпала почестями и относилась с неприличным почтением. Некоторые из ее официальных назначений привели к обвинению в том, что она предпочитала немцев русским.

Несмотря на свои недостатки, Анна не работала против российских интересов, как они тогда толковали. Скорее, она доверила основные обязанности мужчинам, которые служили Петру I и будут продолжать его политику.

В результате во внешних отношениях Россия была укреплена в трех стратегических областях: Война за Польское наследство (1733-1735) привела к престолу польского пророссийского Августа III Саксонского; война с Турцией (1735-1739) подтвердила владение русских Азовом; и выбор Бирона в качестве герцога Курляндского в 1737 году увеличил зависимость герцогства от России и тем самым улучшил положение России на Балтике.

Также во внутренних делах Анна следовала за Петром I, продолжая свою политику вестернизации.Она объявила Санкт-Петербург столицей и вернула правительственные учреждения, которые Петр II переехал в Москву. Она создала кадетский корпус для подготовки офицеров.

Не имея прямого наследника, Анна решила, что ее преемник будет происходить из ее семьи Романовых, то есть от потомков Ивана V, а не от Петра I. Для этого она выбрала свою племянницу Анну. Леопольдовна предоставила наследника и выбрала мужа. Сын родился у них в августе 1740 года и крестил Ивана.Через два месяца императрица тяжело заболела и, опасаясь наступления смерти, официально назвала младенца своим наследником. Вскоре после этого она назначила Бирона регентом в меньшинстве ребенка, который сменил ее на посту Ивана VI. Императрица Анна умерла 17 октября 1740 года.

личность

Когда она повзрослела, она превратилась в упрямую девушку со злым уклоном, заработав ей прозвище «Иванна Грозная».Анна прославилась своей большой щекой, «которая, как показано на ее портретах», говорит Томас Карлайл, «была сравнима с вестфальской ветчиной».

Даже по жестоким стандартам того времени она была неумеренно сурова в отношении любого, кто вызывал у нее недовольство; она несла ответственность за арест, пытки или изгнание в Сибирь тысяч людей.

связи

В 1710 году, согласившись с желанием Петра, Анна вышла замуж за Фридриха Уильяма, герцога Курляндского.Ее муж умер вскоре после свадьбы.

После нескольких недель после свадьбы она овдовела, и Анна так и не вышла замуж. Как императрица России она наслаждалась властью, которую она имела над всеми мужчинами, и, возможно, думала, что брак подорвет ее власть и положение. Тем не менее, царствование Анны часто называют «Эпохой Бирона» (Bironovschina) после ее немецкого любовника Эрнста Иоганна Бирона. Историки утверждают, что Бирон не только оказал сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Анны, но также и то, что временами он обладал властью исключительно без ссылки на императрицу.Анну привлекло личное обаяние Бирона, и он оказался для нее хорошим компаньоном, но его имя стало синонимом жестокости и террора. В общественном восприятии эти негативные качества стали отличительной чертой царствования Анны.

Отец:
Иван V Алексеевич

(6 сентября 1666 г. - 8 февраля 1696 г.)

мама:
Прасковья Федоровна Салтыкова

(12 октября 1664 г. - 13 октября 1723 г.)

Супруга:
Фредерик Уильям

(19 июля 1692 года - 21 января 1711 года)

Биография Императрицы Анны Руси

Родился: Москва, 28 января (7 февраля) 1693
Умер: Санкт-Петербург, 17 (28) октября 1740 г.

Царил: 1730-1740

Анна родилась в Москве от царя Ивана V и Прасковьи Федоровны Салтыковой. После смерти отца она жила со своей матерью и сестрами в селе Исмайлово, где она получила домашнее образование. В 1708 году вся семья переехала в Петербург, а через два года Анна вышла замуж за Фридриха Вильгельма, герцога Курляндского, который был племянником прусского короля.Вскоре после этого герцог умер, хотя Анна по приказу Петра Великого продолжала жить в Митау (современный город Елгава в Латвии) под присмотром русского представителя Петра Бестужева-Рюмина, который возглавлял княжество и много лет была любовницей Анны.

В 1726 году были приняты меры, чтобы Анна вышла замуж за сына польского короля графа Мориса Саксонского, но эти планы были сорваны из-за влияния князя Александра Меньшикова, который сам хотел стать герцогом Курляндского, и Анна никогда не была повторно женился.В 1718 году Эрнест Иоганн фон Бирон поступил на службу к Анне и, быстро став ее фаворитом, стал играть значительную роль не только в ее судьбе, но и в истории России.

Портрет императрицы Анны Иоанновны

Луи Караваке

После смерти Петра II Верховный тайный совет, который состоял из самых влиятельных дворян, предложил русский престол Анне. Она была привлекательна для Совета тем, что была вдовой, жила в Курляндии и не имела фаворитов в России.Члены Совета, таким образом, надеялись ограничить абсолютную власть новой Императрицы, которая, как они надеялись, будет всего лишь подставным лицом. Для этого перед восхождением на престол Анна была вынуждена подписать так называемые «Условия», согласно которым власть будет сосредоточена в руках Верховного Тайного Совета. Без согласия Совета монарху не разрешалось вступать в брак, объявлять войну или назначать наследника престола.

Прибыв в Москву и получив присягу от дворян и армии, Анна быстро осознала силу своего положения и в течение одной недели аннулировала «Условия» и стала самодержавной императрицей.Сначала она пыталась интересоваться государственными делами, но вскоре это исчезло. Вместо этого она зависела от своего любимого Эрнста Иоганна фон Бирона, который быстро собрал влияние и фактически стал неофициальным правителем России. После прихода к власти Анна распустила Верховный совет, а через год заменила его Кабинетом министров, в который вошли такие известные деятели, как Алексей Черкасский, Гавриил Головкин и Андрей Остерман.

Портрет Эрнста Иоганна фон Бирона

Неизвестный художник

Под влиянием Бирона, который быстро стал герцогом Курляндским и был первым министром и главным советником императрицы, наиболее важные посты в правительстве и армии все чаще отводились иностранцам, которые также быстро продвигались по служебной лестнице.Это, конечно, вызвало недовольство многих россиян, которые связывали все злоупотребления властью с этим господством иностранцев. Тихие шепоты со стороны ее подданных заставили императрицу сильно бояться заговоров, и она быстро учредила Тайную канцелярию (Канцелярия тайных расследований дел), которая арестовывала и пытала в своих стенах недовольных и подозрительных. Среди жертв канцелярии, казненных во времена правления Анны, были князья Долгоруковы, участники Волынского заговора и многие другие.

Во время правления Анны закон о первородстве Петра Великого был отменен, что означало, что поместья могут быть снова разделены, а обязательная военная или гражданская служба для дворян была ограничена до двадцати пяти лет. В Санкт-Петербурге был основан Институт морского кадетского корпуса. Военные были также реорганизованы под руководством фельдмаршала Буркхарда Кристофа фон Мюнниха, и были сформированы два новых гвардейских полка: Исмаиловский и Конный гвардейцы. С 1735 по 1739 год Россия была втянута в войну с Османской империей, которая закончилась неблагоприятно для России с Белградским миром.Во время правления Анны Россия также победила Крымское ханство и помогла поставить Санисона Станислава Августа на польский престол.

Шуты при дворе императрицы Анны

Валерий Якоби

Тем временем императрица, передав правительственные дела герцогу фон Бирону, предалась удовольствиям придворной жизни. Согласно современным описаниям, Анна не была особенно привлекательной и имела довольно неопределенные вкусы.Она была в курсе всех слухов и сплетен, окружала себя шутами, была суеверной, любила красочно одеваться, часто организовывала охоты, а в перерывах между охотничьими походами просто стреляла в птиц в парках своих дворцовых поместий. Современники помнили не только ужасы Тайной канцелярии, но и роскошные придворные церемонии, такие как въезд ее двора в Петербург, и сложные розыгрыши, такие как публичное унижение престарелого князя Голицына, который был вынужден провести свою брачную ночь голой в специально построенный "Ледовый дворец"."

Ледяной дом

Валерий Якоби

Незадолго до своей смерти императрица Анна назвала своим преемником князя Ивана Антоновича (сына ее племянницы Анны Леопольдовны и Антона Ульриха, герцога Брансуика), которой на тот момент было всего два месяца. Было решено, что, пока мальчик не достигнет совершеннолетия, фон Бирон будет регентом. Бездетность правящих монархов и подавление прямой мужской линии потомков на русский престол вскоре приведут к «эпохе дворцовых переворотов»."

В 1740 году, обедая с Бироном, Анна почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Она умерла вскоре после этого. Анна похоронена в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

,

Музыка времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны была исполнена в Президентской библиотеке

Концерт "Шарики. Музыка. Интриги. Анна Иоанновна и Елизавета Петровна" состоялся в рамках проекта "Музыка российской государственности". Аудитория не только услышала произведения того времени, но и узнала, какие секреты хранил российский императорский двор и какие композиторы и дирижёры были тогда на стороне

Художественный руководитель фестиваля "Дворцы св.Петербург », виртуозная скрипачка Мария Сафарянц отметила важную роль государства в развитии музыкальной культуры страны. Звук старинных музыкальных инструментов, костюмированные шоу, мультимедийные эффекты - все это сопровождалось увлекательным комментарием историка Александра Мясникова. По его словам, обе императрицы любили музыку и способствовали ее распространению.

Императрица Анна Иоанновна, племянница Петра I, в 1738 году подписала указ об открытии специальной школы в городе Глухове Черниговской губернии, в которой двадцать мальчиков обучались пению и игре на инструментах.Отсюда, из Глухова, будущие композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский были доставлены в Санкт-Петербург. Императрица усилила значение придворной капеллы, главного музыкального учреждения России, которая хранит местные певческие традиции. Хор, состоящий из 50 дворцовых певцов, произвел сильное впечатление на петербургских и посещающих меломанов.

«Одной из обязательных задач суда является регулярное проведение шаров. Они полностью вытеснили идею собраний, - сказал Александр Мясников.- Мячи проходили при дворе и в домах знати. Анна Иоанновна очень любила дарить роскошные балы и сама принимала участие во всех придворных развлечениях ». И особый шарм жизни придворного Анны Иоанновны был и на балах, и между ними. Как правило, это был иностранный. Сочинения композиторов Корелли, Монтеверди, Вивальди, Рамо, Генделя, Скарлатти, Глюка.

Итак, дочь Петра I - Елизавета - вступает на русский престол. Императрица обладала необычайным слухом, в ее образовании музыка играла важную роль.По приказу императрицы при дворе, помимо итальянской оперы и придворного хора, появился первый валторнный оркестр и оркестр джанишарской (турецкой) музыки. Елизавете Петровне удалось привить россиянам любовь к опере. Мало кто знает, что на ее коронации оперу «Милосердие Тита» исполнил один из самых популярных композиторов того времени, «король Бельканто» Хасса.

Елизавета Петровна проводила в своем деревянном Зимнем доме такие «маскарады» и фестивали, что иностранные гости и послы долго говорили о них с удивлением и восторгом.Воля императрицы посещала маскарады как своего рода «обязанность»: каждый, кто имел доступ к суду, был обязан посещать «Маскарадные вторники». На некоторых придворных маскарадах мужчины должны были приходить в женских костюмах, а женщины - в мужских.

Музыка, звучавшая сегодня вечером в Президентской библиотеке на Сенатской площади, 3, способствовала погружению в эпоху двух знаменитых императриц. Солистка из Италии Франческа Билиотти, прекрасно овладевающая стилем музыки барокко; ансамбль старинной музыки "Barocco Concertato", специализирующийся на исполнении музыки барокко и классической музыки в историческом, аутентичном контексте; театр исторического танца «Малый Трианон», соединивший в своем репертуаре воссозданные танцы XVII-XVIII веков с авторскими композициями; «Часовня Русского Рога», которую называют «тембром России», и Ансамбль солистов Константиновского оркестра исполняли произведения Ивана Хандошкина «Вивальди», «Виталий», «Перселл», «Гендель» и «Орфей русской скрипки».

,

Смотрите также